Поиск по этому блогу

воскресенье, 9 октября 2016 г.

Плато Путорана. Отчет В. И. Саунина



ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ





ОТЧЕТ
о водном походе четвертой категории сложности
по реке Курейка (Плато Путорана),
совершенном группой туристов г. Екатеринбурга
в период с 14 июля по 11 августа 2012 г.



 
Маршрутная книжка № 42/12
Руководитель группы: Саунин Вадим Игоревич

Адрес, телефон, e-mail руководителя:
г. Екатеринбург, ул. Краснолесья 14, корпус 1, кв 165, +7 (912) 6180059, saunin-vi@yandex.ru



Маршрутно-квалификационная комиссия _______________ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю __________ категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке ________________
Председатель МКК
Судья маршрутной квалификации __________(подпись)

_____________(Фамилия, И.О.)

Штамп МК




г. Екатеринбург, 2014 г.




    Содержание:                                                                                                                                № стр.

1. Справочные сведения о путешествии.

3

3

1.2. Паспорт маршрута.

3

4
6
7
9
14
18
19
53
8. Приложения:
54
54
55
56
57
58
71



1. Справочные сведения о путешествии.


     1.1. Выбор маршрута, цели и организация путешествия.
Мысль посетить новый (для нас) район плато Путорана выртелась несколько лет. Но в силу затратности похода и его длительности группа никак не могла собраться. И вот свершилось – в конце 2011 г. 6 человек дали "добро". Уже полноценная группа. Были рассмотрены разные нитки маршрутов не ниже 5 к.с. От бассейнов рек Хеты, Котуй и Хантайки пришлось отказаться:
  а) Дата заброски вертолетом из г. Норильск в точку начала сплава может сдвинуться из-за нелетной погоды – частые северные ветра приносят низкую облачность, которую подолгу держат хребты плато Путорана.
  б) Заброска катером с последующим волоком также требуют дополнительного времени.
в) Выброска пос. Волочанка или пос. Хатанга - г. Норильск самолетом тоже имеет свои особенности. Даже при наличии зараннее купленных билетов предпочтение на посадку могут отдать местному населению. А рейс выполняется всего раз в неделю.
По отчетам групп, побывавших в Путоранах факты таковы, что если забрасываться - выбрасываться с севера можно "прилипнуть" (группы порою сидят в аэропорту более недели).
Остановились на бассейне р. Курейка. Тем более после активной части маршрута появлялась возможность поднятся вверх по Енисею на теплоходе, что тоже достаточно интересно и познавательно.
Очень заманчив маршрут р. Бульдунчана – р. Курейка. Но вертолетная заброска с пос. Тура увеличивает летное время, соответственно и стоимость. А с Норильска забрасываться рискованно – см. пункт а). Поэтому  был принят ниже изложенный маршрут.

Группа выражает благодарность Заковырину В. (г. Пермь), Верхотурову М. (г. Уфа), Воздвиженскому П., и Лоцманову С. (г. Екатеринбург) за консультации при подготовке нитки маршрута.

 

1.2. Паспорт маршрута.

Вид  туризма – водный.

Район путешествия – плато Путорана.

Категория сложности похода – четвертая.

Протяженность активной части похода: 859 км. Из них: сплав – 340 км, пешком – 25 км, моторные лодки  – 494 км.

Продолжительность похода – 29 дней, из них 14 дней активным способом.

Сроки проведения: 14 июля по 11 августа 2012 года.

Средства сплава: 4 двухместных катамарана:
К-2-1 «Тритон». Производство:  г. Санкт – Петербург. Длина 4 м, ширина 1.8 м, объем ~ 0,87 м3
К-2-2, К-2-3, К-2-4. Производство: г. Екатеринбург,  ул. Татищева 53, тел. 8 (343) 2468978.  Длина 3,85 м,    ширина 1,8 м, объем ~ 0,99 м3,
Все катамараны имеют форму типа "верблюд". Рамы металлические.

Нитка маршрута:
г. Екатеринбург - г. Красноярск (поезд) - пос. Тура (самолет) - устье р. Гонгда (вертолет) - р. Курейка - устье р. Бельдунчана (сплав) - радиальный выход на Бельдунчанский водопад - р. Курейка до оз. Дюпкун (сплав) - оз. Дюпкун - Нижняя Курейка - пос. Светлогорск (Курейская ГЭС) - р. Енисей, пос. Горошиха (моторные лодки) - г. Енисейск (теплоход) - г. Красноярск (м/автобус) - г. Екатеринбург (поезд)

Условия проведения похода – уровень воды низкий, аномальная жара.

Маршрутная книжка № 42/12. Маршрут рассмотрен: Областная и зональная туристско-спортивная МКК ТСС Свердловская обл. (166-00-56665555).Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Московская 28 б, www.turist-club.ru,  turist-club@ural.ru,  тел. 8 (343) 2124303, 2122028, 2125322 (факс).


1.3. Состав группы.
п/п
Фамилия, имя, отчество
Год
рожд.
Домашний адрес

Туристкая подготовка
(максимальный опыт в последние годы)
Обязанности, распределение по судам
1
Саунин Вадим Игоревич
1958

р. Чонг - Кемин 5Р (Киргизия), р. Ципа 4Р (Становое нагорье)
руководитель
капитан К-2-1
2
Черноскутов Станислав Юрьевич
1968

р. Ципа 4У (Становое нагорье), рр. Чуя – Катунь 4(У)У (Алтай)
реммастер
матрос К-2-1
3
Дамберг Леонид Иванович
1955

р. М.Нарын 5У (Киргизия), р. Ципа 4У (Становое нагорье)
рыбак
капитан К-2-2
4
Марков Андрей Александрович
1961

рр. Шавла – Агут – Катунь 5У (Алтай), р. Ципа 4У
(Становое нагорье)
завснар
матрос К-2-2
5
Ветров Антон Борисович
1965

рр. Кубань – Б. Лаба 4 с эл. 6У (Кавказ), р. Снежная 4У (Хамар – Дабан)
казначей
капитан К-2-3
6
Чухнин Дмитрий Викторович
1972

рр. Кубань – Б. Лаба 4 с эл. 6У (Кавказ), р. Снежная, 4У (Хамар – Дабан)
фото, видео
матрос К-2-3
7
Махаев Александр Юрьевич
1959

рр. Шавла – Агут – Катунь 5У (Алтай), рр. Лепсы – Коксу 5У (Джунгарский Алатау)
штурман
капитан К-2-4
8
Мартынова Юлия Германовна
1967

рр. Лепсы – Коксу 5У (Джунгарский Алатау), р. Снежная 4У (Хамар – Дабан)
завхоз
матрос К-2-4





1.4. Определяющие препятствия маршрута.

р. Курейка (Люма) – верхнее течение
Название
Вид
препятствия
Категория
сложности
Характеристика
препятствия
"Викинг"
порог
4
Мощный пологий слив с валами
"Адмирал"
порог
4
Мощный пологий слив с валами
"Спирали"
порог
4
Короткий каньонный участок - сливы, прижимы
каньон "Верхний"
Малый Курейский водопад
н/п
Высота 8 м
каньон "Нижний"

4
Три мощный порога водопадного типа
     р. Курейка – среднее течение
Название
Вид
препятствия
Категория
сложности
Характеристика
препятствия
№5
порог
4
Сливы с плит с последующим валом
№10
порог
4
Крутой слив, после него большой вал
№11
порог
4
Валы в шахматном порядке по всему руслу
№21
порог
4+
Один из самых мощных порогов Курейки - чередование сливов и валов по всему руслу реки
№22
порог
4+
Водопадные сливы с плиты по всему руслу, в центре русла скалы. На выходе вдоль ПБ бочка
№23
Большой Курейский водопад
н/п
Высота 16 м
№24
порог
4+
Крутопадающий порог. Стоячие и отбойные валы, неоднородность мощного водяного потока


      2. Графики движения.
Запланированный график похода
Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
14 -15.07.12
1-2
г. Екатеринбург – г. Красноярск
1504
поезд
16.07.12
3
г. Красноярск - пос. Тура
1005
самолет

4
пос. Тура – устье р. Гонгда
~380
вертолет
17.07.12
5
стапель
-
-
18.07.12
6
до пр. руч. Бира
38
сплав
19.07.12
7
до лев. руч. Иргичи
30
сплав
20.07.12
8
до стрелки р. Ядун
18
сплав
21.07.12
9
до стрелки р. Бельдунчана
20
сплав
22.07.12
10
до вдп. Бельдунчанский
13
пешком
23.07.12
11
пор. – ущелье № 11 -  р. Курейка
9
сплав
24.07.12
12
дневка
-
-
25.07.12
13
до лев. пр. Дягтами
32
сплав
26.07.12
14
до р. Левая Оёгонгли
28
сплав
27.07.12
15
до р. Дялтукта
24
сплав
28.07.12
16
до руч. Няйнякит
32
сплав
29.07.12
17
до руч. Нядикан
36
сплав
30.07.12
18
до руч. Шадринка
18
сплав
31.07.12
19
до устья Яктали
16
сплав
01.08.12
20
ниже устья р. Гагарья на 4 км
37
сплав
02 -03.08.12
21-22
до пос. Светлогорск
352
катер
04.08.12
23
до с. Курейка
110
катер
05 -09.08.12
24-28
с. Курейка – г. Красноярск
1574
теплоход
09 -11.08.12
30
г. Красноярск – г. Екатеринбург
1504
поезд
 Итого активными способами передвижения - 813 км,
из них: сплав – 338 км,
пешком   13 км,
катер – 462 км.

 
   Фактический график похода
Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
14-16.07.12
1-3
г. Екатеринбург – г. Красноярск
1504
поезд
16.07.12
3
г. Красноярск – пос. Тура
1005
самолет
17.07.12
4
пос. Тура – устье р. Гонгда
N 67°33.348'  E 096°48.810', стапель
400
вертолет
18.07.12
5
выше руч. Бира ПБ N 67°19.931'
E 096°45.117'
28
катамараны
19.07.12
6
ниже р. Икочан, ЛБ
N 67°07.133'  E 096°29.503'
30
катамараны
20.07.12
7
напротив устья р. Ядун ЛБ
N 67°59.422'  E 096°02.784'
30
катамараны
21.07.12
8
р. Бельдунчана ЛБ
N 67°06.864'  E 095°52.002'
20
катамараны
22.07.12
9
радиальный выход к Бельдунчанскому водопаду
25
пешком
23.07.12
10
ниже пр. Дягтами ~ 500 м., ПБ р. Курейка N 67°17.488'  E 095°26.191'
36
катамараны
24.07.12
11
устье пр. Черман, ПБ р. Курейка
 N 67°31.507'  E 095°06.390'
34
катамараны
25.07.12
12
ЛБ оз. Анама,  устье безымянного ручья  N 67°42.826'  E 094°52.142'
32
катамараны
26.07.12
13
ЛБ оз. Анама,  устье безымянного ручья  N 67°51.199'  E 094°36.865'
16
катамараны
27.07.12
14
р. Эвкит, лев. приток
N 68°03.164'  E 094°23.906'
28
катамараны
28.07.12
15
урочище Колизей, ПБ
N 68°11.045'  E 094°22.704'
20
катамараны
29.07.12
16
зимовье перед устьем р. Ягтали, ПБ
N 68°21.592'  E 094°12.659'
24
катамараны
30.07.12
17
устье оз. Ядун, ПБ
 N 68°25.527'  E 093°42.172'
28
катамараны
31.07.12
18
кордон заповедника N 68°26.529'
E 093°22.165', антистапель
14
катамараны
01.08.12
19
дневка
-
-
02.08.12
20
вторая  метеостанция
N 67°41.451'  E 091°47.588'
171
моторные лодки
03.08.12
21
речпорт, ниже Курейской ГЭС, ЛБ
187
моторные лодки, машина
04.08.12
22
р. Енисей - пос. Горошиха, ЛБ
136
моторные лодки
05-08.08.12
23-26
пос. Горошиха - г. Енисейск
1152
теплоход
08.08.12
26
г. Енисейск -  г. Красноярск
360
м/автобус
09-11.08.12
27-29
г. Красноярск - г. Екатеринбург
1504
поезд
Итого активными способами передвижения  859 км,
из них: сплав – 340 км,
пешком  – 25 км,
моторные лодки – 494 км.




3. Варианты подъезда и отъезда, страхование группы.
Для заброски в точку начала сплава (устье р. Гонгда N 67°33.348' E 096°48.810') были рассмотрены все авиакомпании, работающие в данном регионе (письма e-mail приведены без изменений):
а) ООО "ПКФ "КАТЭКАВИА", http://www.katekavia.ru/ - на наш запрос по поводу оказания услуг ответ не получили. Ознакомившись с сайтом компании, пришли к выводу, что парком вертолетов предприятие не располагает.

б) ООО Авиакомпания  «АэроГео», http://www.ag24.ru (получено 13 апреля 2012 г.).

Добрый день! Прямой рейс из Туруханска и Игарки выполнить не представляется возможным из-за удаленности На такие расстояния вертолет Ми-8т не летает даже с полной заправкой.
Учитывая загрузку и удаленность точки завоза,предлагаем вам два варианта:
1.Туруханск-Светлогорск(заправка)-р.Курейка-Светлогорск(заправка)-Туруханск
Предельная загрузка 1.0т (1чел - 75кг.)Стоимость рейса 631241р
2.Туруханск-р.Северная (завоз авиатоплива)-Туруханск
  Туруханск-р.Курейка-р.Северная(дозаправка)-Туруханск
Предельная загрузка-1.25т. Стоимость рейса - 776912
Оплата возможна как перечислением на счет компании,так и наличными через кассу по прибытию в Туруханск.
С уважением,   turuhanavia Мамаев С.А  (turuhanavia@bk.ru)

в)  Государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа», http://www.ak-krasavia.ru/ (получено 17 апреля 2012 г.).
Уважаемый Вадим Игоревич!  Согласно Вашего письма, время полета по маршруту составит ориентировочно 04чю00мин., предельная загрузка 1000кг.,стоимость летного часа 89500руб.,форма оплаты безналичный расчет. Для заключения договора Вам необходимо направить в наш адрес официальную заявку с приложением документов  согласно приложения.
Заместитель директора вертолетного комплекса М.Ф.Ковалев.

г)  Авиакомпания «Таймыр» http://www.nordstar.su (получено 23 мая 2012 г.).

Здравствуйте, высылаю расчет полета по предварительному штурманскому расчету
    С уважением,  Pko: pko@taimyravia.ru

Приняли решение забрасываться "южным варианом":
1)  г. Екатеринбург - г. Красноярск – поезд.
2)  г. Красноярск - пос. Тура – самолет.
3)  пос. Тура - р. Курейка – вертолет.
Экономически на тот момент это было более выгодно.
Следующий этап транспортной составляющей:  кордон заповедника (оз. Ядун) – пос. Светлогорск – устье р. Курейка – р. Енисей. Обращались в различные турфирмы, которые организовывают в тех местах рыбаловецкие туры и используют моторные плавсредства. Не получилось. Через интернет нашли туриста - пешика из пос. Светлогорск Руслана Шарипова. Он то и вывел на наших будующих лодочников.
Основная связь с ними была через Карандашева Ю.А., kya@kges.oao-ntek.ru , (к сожалению, с интернетом у ребят на тот момент были проблеммы, а сотовая связь на таком расстоянии удовольствие дорогое). Цена услуги приемлемая, условия оплаты тоже: предоплата 28% путем перечисления на банковскую карту для закупки ГСМ, остальная сумма на месте.
Договорились с ребятами, что выбросят группу на стрелку р.р. Курейка – Енисей (с. Курейка), а оттуда вверх по Енисею на теплоходе до Красноярска. В компании ОАО «Енисейское речное пароходство», http://www.e-river.ru , нам сообщили, что предварительная продажа билетов на интересующее нас время не действует. Билеты берутся во время посадки на борт судна.
Возможен вариант выбраться на большую землю авиацией пос. Светлогорск – г. Красноярск. Летает только «КАТЭКАВИА». Или пос. Светлогорск – г. Норильск, авиакомпания «Таймыр».
Ознакомились со схемами теплоходов, чтобы, поднявшись на борт, не тратить время на выбор кают и определение стоимости проезда.


Расписание теплоходов  на Енисее в навигацию 2012 года.





Расписание движения по пристаням т/х "В.Чкалов" и "А.Матросов" (с июня по октябрь 2012г.)
День
Расст. от нач.
пункта
Отправ.
вниз
ч.-мин.
Прибыт.
вниз
ч.-мин.
Остановочные
пункты
Отправ.
вверх
ч.-мин.
Прибыт.
вверх
ч.-мин.
Расст.
между
пунктами
День
1
0
07-00

Красноярск

20-00
0
6

408
00-00
23-30
Енисейск
12-00
11-30
408
5

680
10-30
10-00
Ярцево
18-00
17-30
272

2
790
15-30
15-00
Ворогово
11-00
10-30
110
4

884
20-00
19-30
Бор
04-00
03-30
94


1018
01-30
01-00
Бахта
20-30
20-00
134


1065
03-30
03-00
Чулково
18-00
17-30
47


1117
06-00
05-00
В.Имбатское
15-00
14-00
52
3
3
1224
10-20
10-10
Сургутиха
08-00
07-30
107


1267
12-10
11-50
Верещагино
06-00
05-30
43


1394
17-30
17-00
Костино
23-00
22-30
127


1448
20-30
19-30
Туруханск
19-00
18-30
54


1560
01-00
00-30
Горошиха
12-30
12-00
112
2

1574
02-30
02-00
Курейка
11-00
10-30
14

4
1743
10-00
09-00
Игарка
02-00
01-30
169


1894
17-00
16-00
Потапово
17-30
17-00
151


1984

21-00
Дудинка
12-00

90
1










Продолжительность рейса:    Красноярск - Дудинка - 3 суток 14 часов;   Дудинка - Красноярск - 5 суток 8 часов
ТАБЛИЦА СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА ( в рублях) НА ЛИНИИ КРАСНОЯРСК-ДУДИНКА
ОТ ПРИСТАНИ КРАСНОЯРСК
Наименование
пристани
Люкс
П/люкс
Категория мест
Багаж
1
2
3 "А"
3 "В"
4
10 кг
Красноярск
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесосибирск
4 356
3 928
3 271
2 183
1 744
1 308
873
28
Енисейск
4 948
4 460
3 712
2 477
1 980
1 486
991
32
Ярцево
8 205
7 385
6 153
4 104
3 284
2 464
1 644
49
Ворогово
8 946
8 047
6 708
4 475
3 580
2 685
1 792
58
Бор
9 862
8 874
7 395
4 928
3 946
2 958
1 973
58
Сумароково
10 215
9 197
7 665
5 112
4 085
3 070
2 042
58
Бахта
11 170
10 056
8 377
5 590
4 470
3 353
2 233
73
Чулково
11 453
10 312
8 589
5 732
4 583
3 438
2 290
73
В.Имбатск
11 736
10 560
8 798
5 870
4 691
3 518
2 349
73
Сургутиха
12 232
11 009
9 174
6 116
4 890
3 670
2 446
83
Верещагино
12 339
11 104
9 253
6 173
4 938
3 699
2 467
83
Бакланиха
12 415
11 170
9 309
6 206
4 961
3 729
2 484
83
Костино
13 008
11 713
9 757
6 509
5 204
3 900
2 602
83
Туруханск
13 574
12 217
10 182
6 786
5 432
4 075
2 711
83
Горошиха
14 138
12 782
10 607
7 075
5 656
4 246
2 830
83
Курейка
14 276
12 860
10 712
7 138
5 708
4 289
2 859
83
Игарка
15 274
13 742
11 460
7 642
6 114
4 582
3 057
92

Потапово
15 913
14 316
11 931
7 958
6 361
4 776
3 182
92
Дудинка
16 405
14 764
12 292
8 204
6 562
4 918
3 284
92












Услуга по бронированию – 600 руб.
Ж/Д и авиа билеты г. Екатеринбург – г. Красноярск – пос. Тура брали зараннее, ж/д билеты на обратную дорогу г. Красноярск - г. Екатеринбург решили брать по прибытию в г. Красноярск на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
Каждый участник группы имел спортивную страховку на 1500$. Страховались в компании ЗАО "ГУТА Страхование".



4. Оформление пропуска на территорию заповедника "Путоранский".

Так как маршрут, хоть и совсем немного, проходил по территории заповедника, в мае месяце была подана заявка по всей форме в управление Путоранского заповедника на разрешение посещения заповедника.
В Администрацию
заповедника  “Путоранский”

Заявка
на проведение научно-спортивной экспедиции
по территории заповедника “Путоранский”

        Прошу разрешить  посещение   территории  заповедника  с  целью  проведения  научно-спортивной     экспедиции     в    эколого-познавательных    целях   группе спортивно-туристского клуба г. Екатеринбурга по маршруту:
г. Екатеринбург - г. Красноярск (поезд) - пос. Тура (самолет) - устье р. Гонгда (вертолет) - р. Курейка - устье р. Бельдучана (сплав) - Бельдучанский водопад (пешком) - р. Бельдучана - р. Курейка до оз. Дюпкун (сплав) - оз. Дюпкун - Нижняя Курейка - пос. Светлогорск с. Курейка (катер) - г. Красноярск (теплоход) - г. Екатеринбург (поезд)
Сроки экспедиции: с 14 июля по 11 августа 2012  г.
Список группы, с указанием полной даты рождения, паспортными данными и местом регистрации прилагается.
Ответственный за соблюдение заповедного режима и ТБ на территории заповедника: Саунин В.И.
Научно-спортивная экспедиция туристско-спортивного клуба г. Екатеринбурга ставит следующие цели и задачи, связанные с посещением территории заповедника:
1)               Спортивной целью экспедиции является прохождение одного из классических водных маршрутов  Заполярья: р. Курейка (Люма) - нижняя часть р. Бельдучана – р. Курейка  (среднее течение) – озеро Дюпкун (ниже устья р. 1-я Гагарья на 4 км. – кордон заповедника) с последующей выброской до села Курейка при помощи моторных плавсредств. Длина активного способа передвижения на маршруте составит 338 км. ( из них 13 км. пешком), которые планируется пройти за 16 ходовых  дней с выкладкой 43,3 кг.  у мужчин, 25 кг. у женщины. Группа будет обеспечена минимальным (550 гр. на чел/день), но калорийным  рационом питания.
2)               Составление схем и лоций препятствий.
3)       Эстетической целью маршрута является посещение  плато  Путорана с его многочисленными красивейшими водопадами, в частности на реках Курейка, Бельдучана, Ядун.
Познавательными   целями  маршрута   являются   сравнение   плато  Путорана, его рельефа, а также его флоры и фауны с нагорьями, горными хребтами Приполярного и Полярного Урала, Южной Сибири, такими как  Саяны, Алтай, Хамар-Дабан, Баргузин, Витимского и Станового нагорья, куда  постоянно организовывает свои походы и экспедиции спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга и где не раз бывали участники группы.
Примечание:
1)          Экспедиция зарегистрирована как спортивный водный поход в Свердловском городском турклубе, подтвержденный Маршрутной книжкой № 42/12 спортивного похода с отметками областной МКК, которая будет находиться в оригинале на руках у руководителя. Сплавные катамараны оборудованы металлическими рамами, что не требует порубки живого леса. Группа будет обеспечена средствами навигации – GPS навигатором (2 шт.) и спутниковым телефоном.
2)         Все участники экспедиции будут застрахованы в страховой компании в компании ЗАО "ГУТА Страхование" г. Екатеринбург.
Участиники экспедиции готовы сделать посильный вклад для укрепления имиджа резервата. По результатам проведенной экспедиции в распоряжение администрации заповедника будут предоставлены следующие материалы:
1) Фото - киноматериалы  о заповеднике, включая   фотоматериалы   всех    водопадов,    озер, наледей и снежников плато,  встреченных на маршруте, а также интересных объектов флоры и фауны заповедника.
2) Наблюдения флоры и фауны на плато и в каньонах рек, избежавшей губительного экологического влияния, с предоставлением целенаправленно снятых кино ­- фото материалов.
3) Отчет о совершенном спортивном водном походе.
4)  Отчет  о  данной  экспедиции  будет  опубликован  в  интернете  с целью популяризации заповедника и усиления его положительного имиджа.
                  Руководитель экспедиции                        Саунин
Официальный ответ был получен 20 июня 2012 г.
Из телефонных разговоров и стилю эл. писем сложилось впечатление, что директор заповедника Ларин В. В. очень добродушный и отзывчивый человек.

 26 июня 2012 г. получили письмо со следующими вложениями, из содержания которых следовало, что посещение заповедника запрещено

Но так как на момент получения письма отпуска у участников оформлены, ж/д и авиабилеты куплены. Договор с авиакомпанией «КрасАвиа» подписан и оплата произведена,  да и нахождение группы на территории заповедника будет минимальным, маршрут решили не менять.

5. Аварийные выходы с маршрута.
В восточной, центральной и южной части плато, по причине полного отсутствия инфраструктуры цивилизации (населенные пункты, пути сообщения) и автономности, аварийный сход с маршрута НЕВОЗМОЖЕН!!! Выход пешком займет не меньше 2-х недель. При наличии в группе спутникового телефона эвакуация группы возможна вертолетом службы МЧС (ПСС, ПСО).
В среднем и нижнем течении Курейки места, где могут быть  радиостанции или спутниковые телефоны и, при наличии там людей, можно связаться с поисково-спасательной службой или администрацией пос. Светлогорск. Сеансы радиосвязи обычно бывают в 10.00 и в 16.00 по местному времени:
1. озеро Анама ПБ, перед устьем р. Котокон, охотбаза N 67°59.532' E 94°32.565'.
2. кордон заповедника N 68°26.529' E 093°22.165',
3. метеостанция 1 N 67°41.451' E 091°47.588'
4. метеостанция 2 N 67°28.054' E 091°22.352'



6. Техническое описание маршрута.
Сокращения в тексте:
ПБ, ЛБ – правый, левый берег
ЧХВ – чистое ходовое время дня
ХД – ходовой день.
Координаты с пометкой *** - места стоянок, которые в среднюю воду и выше, скорее всего, будут отсутствовать.
т/х – сокращенно теплоход
Небольшое предисловие.
За несколько дней до нашего отправления пришло сообщение из «КрасАвиа», что летное время будет составлять не 4 часа (которые мы уже оплатили б/н расчетом), а 5. Сослались на то, при рассчете штурман ошибся: на такое расстояние без дозаправки борт лететь не может. Оплатить еще один час – 89500 руб. 00 коп. возможно перечислением на р/счет компании или наличными в кассу в аэропорту в пос. Тура. При этом максимальная загрузка увеличена с 1000 кг до 1500 кг. При таком раскладе группа могла бы состоять из 12 человек (потенциально желающие были), что существенно снизило бы затратную часть на одного человека. Но времени на преобретение дополнительных билетов не осталось + хлопоты с согласованием с лодочниками из пос. Светлогорск на увеличение группы. Поэтому группа вышла на маршрут в заявленном составе.

14.07.12. - 16.07.12. Поезд г. Екатеринбург – г. Красноярск.
Несмотря на вес рюкзаков и катамаранов, посадка в поезд прошла спокойно, т.к. имелись багажные билеты, которые рекомендуем сохранять – при отсутствии оных проводники в поезд имеют право не посадить. Или могут предложить решить вопрос на месте – выйдет дороже, чем оплатить через кассу.
Путешествие началось. Отметили это событие. Внаглую в поезде пить не стоит, делать это надо грамотно. Ну и вести себя достойно. Полиция на транспорте часто ходит по составу, внимательно следя за происходящим. Заработать адмистративный штраф можно элементарно – это ж показатель работы.
Соблюдая все меры конспирации, до Красноярска доехали без "приключений".

16.07.12. Утром в Красноярске. На микроавтобусе, коих возле ж/д вокзала немалое количество, доехали до аэропорта Емельяново 1. При регистрации начались "приключения": на региональных авиалиниях бесплатно разрешается провезти 20 кг багажа + 5 кг ручной клади. Провоз сверх разрешенного, включая негабаритный груз, возможен по предварительной заявке с указанием веса. Мы же надеялись доплатить на месте за лишний вес.  Как ни старались, багаж брать отказались, ссылаясь на правила и безопасность полетов. В итоге улетало пять человек, забрав весь багаж. Оставшимся всеми правдами-неправдами переоформили билеты  на следующий день. Надежда на русское "авось" обернулось потерей суток.
И вот мы: Саунин Вадим, Дамберг Леонид Иванович, Ветров Антон, Чухнин Дмитрий и Мартынова Юля в аэропорту "Горный" пос. Тура (сотовая связь работает очень плохо). По предварительной договоренности нас встретила "Газелька" от «КрасАвиа». От аэропорта "Горный" до пос. Тура около 13 км, дорога сносная, доехали относительно быстро.
Для справки: в пос. Тура два аэропорта. Первый расположен в самом посёлке и служит для местных перевозок, там и базируются вертолеты. Второй - аэропорт "Горный". Более современный. Предназначен для обслуживания региональной авиации.

Переночевать одну ночь решили в Социальной гостинице. Разместились без проблем, сходили в ближайший магазинчик. Сообразили обед, после которого сходили на берег  Нижней Тунгуски, благо гостиница находится недалеко.
В гостинице в основном селится командировочный люд. На момент нашего пребывания была группа летунов из «КрасАвиа», после очередной вахты (обслуживают геологоразведку) собирались по домам. Очень компанейские ребята. Показали  карту с точкой выброски нашей группы. Они там не бывали. Но штурман, прикинув расстояние, подтвердил, что без дозаправки вертолет на такое расстояние лететь не может. Так что в этом плане обмана со стороны авиакомпании нет. Единственный вопрос – почему изначально произошла ошибка?

17.07.12. Утром созвонились с ребятами, которые остались в Красноярске. Они сообщили, что прошли регистрацию, готовятся к посадке. К 12 часам должны быть в Туре. Что бы доставить снаряжение в аэропорт заказали машину.
Саунин и Ветров выдвинулись в аэропорт решать финансовые вопросы. Оплатили летный час, пообщались с руководителем аэропорта - Степьюком Евгением Александровичем. Чувствуется, что в туристах они заинтересованы. Видимо для предприятия комерческие рейсы хороший доход.
Фото 2. В аэропорт пос.ра
 
Затем зашли в МЧС зарегистрироваться. Пока оперативный дежурный делал соответствуущие записи в журнале (очень удивился, что у нас нет маршрутной книжки на цифровом носителе), рассмотрели карту и зону ответственности данного подразделения. На большей площади Путоран отмечены пожары - неспроста было выслано письмо о введении режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ. Тем не менее, группу зарегистрировали, назначили контрольный срок выхода на связь и пожелали удачи.
Привезли снаряжение в аэропорт.
И вот вся группа всборе. Досмотра и взвешивания вещей не производили – сразу на погрузку в
вертолет. Вылетели из пос. Тура в 13 часов.
 Половина группы на борту вертолета впервые. Лица напряженные: как оно будет?
Пришлось кое-кого расслабить…
                      
Время полета 2 ч. 00 мин. Расстояние по GPS 400 км.     Экипаж довольно быстро нашел место высадки группы в устье р. Гонгда, ЛБ р. Курейка, на относительно высоком галечном острове, поросшим кустарником.
Координаты точки выброски
N 67°33.348'  Е 096°48.810'
Оперативно произвели выгрузку.

В целом место для первой стоянки очень даже неплохое.

На "дворе" переменная облачность, тепло. Сразу обозначились мошка и комар, но терпимо. Настроение приподнятое – свершилось, мы в Путоранах! Дружно разбили лагерь. Собрали катамараны. Искупались в теплой, на удивление, Курейке. К ужину рыбаки принесли первый улов – щука и хариус - все крупное. Сварили уху, пожарили рыбу. Отметили прибытие на плато.
 
р. Курейка (Люма) – верхнее течение: устье р. Гонгда – устье р. Ядун.
18.07.12. Встали 9-30. Первый ходовой день. Выход в 12-35. С утра переменная облачность, слабый дождь. Уровень воды в Курейке, судя по урезам берегов, низкий. После 16-00 дождь прекратился, но все равно облачно. Течение реки очень слабое, шли на веслах. Встали на ночевку выше руч. Бира в 21-20 на ПБ, на высокой полке - N 67°19.931' E 096°45.117'. ЧХВ 6 час. 10 мин. Место хорошее (мох, спать комфортно), если не брать во внимание мошку. С этим "полный порядок".
Неподалеку от стоянки остатки очень старого зимовья. За время движения видели лосиху, вышедшую на берег.
 
19.07.12. Всю ночь и утром шел мелкий дождь. Подъем в 9-00. Вышли в 11-30, когда прекратился дождь. До устья р. Улегир течение такое же, как вчера. Ниже устья Улегира по обоим берегам есть места для подлета "вертушки". Соответственно, если в это место производить заброску, экономия времени 1,5 ХД. Тем более, выше по течению, с точки зрения спортивной составляющей, ничего нет.
Ниже устья р. Улегир падение Курейки возрастает, появляются глубокие перекаты, шиверки, порожки. Далее начинается 30-ти километровый участок шивер и порогов. Скорость реки заметно возрасла.. Все читается с наплыва.
Встали в 20-30 ниже устья  р. Икочан, впадающей в Курейку в середине порога 3 к.с., на ЛБ на полке в лесу -  N 67°07.133' E 096°29.503'. ЧХВ 6 час. 25 мин. От кромки воды до полки – крупные камни, выход к берегу затруднен.

Совсем рядом, ниже по течению, недостроенное зимовье с лобазом,
20.07.12. Подъем в 8-30. Вышли в 11-15. Ясно, тепло.
Ниже р. Икочан до устья Уилдырэкчана, впадающего в Курейку с ПБ водопадом, более 15 шивер и 5 порогов. Во время движения взбадриваемся купанием под водопадами, желающие забавляются рыбалкой.
  От стоянки до порога "Викинг"  около 5 км, за которым следует  порог "Адмирал". Заметным ориентиром является скальный выступ на ПБ, находящийся сразу за порогом "Адмирал". Скалу хорошо видно  с воды.
 По окончании порога "Адмирал" начинаются отвестные скальные стенки, слева впадает ручей Иргичи. В полутора км ниже водопадом справа впадает ручей Уилдырэчкан.
 Через километр Курейка входит в короткий каньонный участок – это порог 4 к.с. "Спирали". Характер препятствия – сливы в сочетании с прижимами. Разведка затруднена береговой обстановкой. Линия движения хорошо читается "с воды". Прошли сходу.
Еще через 4 км - на этом участке еще 3 не сложных порога –
Курейка входит в "Верхний" каньон. Длина каньона 1,5 км, высота стен достигает 60 м – красота, которую трудно передать. Река в каньоне делает характерную левую петлю на восток (в каньоне три порога не выше 3 к.с.). Примерно в километре после поворота каньона на северо-запад – НЕОБХОДИМО ЗАЧАЛИТЬСЯ НА ПРАВОМ БЕРЕГУ!!! - Курейка резко поворачивает налево, в юго-западном направлении, и обрывается в очедной 6-ти километровый "Нижний" каньон Малым Курейским водопадом, N 67°04.065' E 096°18.272'. Перед водопадом на всю ширину реки шивера, зачалится ближе к урезу водопада проблематично!
Ориентироваться достаточно сложно. Явно выраженныж привязок к местности нет. Могли влететь, но опыт оценки береговой обстановки и чутье не подвели. Зачалились в заводи перед началом шиверы. Высота водопада – 8 м. Обнос не более 250 м, по полке вулканического происхождения ПБ, достаточно прост.   
Здесь можно искупаться – по ПБ базальтовые ванны с теплой водой. Чем мы и воспользовались, закончив обнос. Ниже водопада неплохо брал хариус. Пообедав, произвели фотосессию, продолжили движение.
В начале  "Нижнего" каньона высота стен 15 м. На первом километре препятствия отсутствуют, на втором одиночный пологий слив. Далее следуют шиверы и мощный порог – горка 4 к.с., на выходе которого бочка. Вдоль ЛБ узкий, но чистый проход. При необходимости ниже препятствия по ЛБ можно организовать страховку. 3-й и 4-й километр каньона – шиверы, сливы. На 6-ом километре каньона высота стен достигает 100 м, поражая  воображение. После крутого S- образного поворота  порог 4 к.с. водопадного типа, основной поток с большим падением на правом повороте реки вдоль ЛБ, заканчивается бочкой. Справа чистый, но узкий  проход. Высота стен постепенно снижается, чувствуется окончание каньона.  За безымянным притоком, впадающим справа, последний 4 к.с. порог "Нижнего" каньона. Характер порога такой же, как и предыдущего. Но порог более мощный, шириною практически на все русло реки. Все шли сходу по центру с взаимостраховкой.
Хотим отметить, что первый порог, упамянутый выше, на карте не отмечен. Два последующих обозначены как водопады?, что вызвало у нас определенное недоумение.  На 3-ем и 7-ом километре после окончания "Нижнего" каньона последние препятствия верхней Курейки несложные шиверы. Долина  резко расширяется, появляются большие острова, перекаты, мели. Река на время вырывается из плато Путарана. Поворачивая на северо-запад, Курейка принимает слева крупный приток Ядун.  Практически у самого устья Ядуна каскад красивейших, мощных водопадов. Последний высотою более 30 м хорошо виден с Курейки.
ЧХВ 6 час. 45 мин. Встали в 20-30 напротив стрелки р. Ядун на галечной отмели, ЛБ N 67°59.422' E 096°02.784' ***.

К водопаду можно подняться по ПБ р. Ядун. Расстояние не более 500 м. Но тропы практически нет. Идти приходится по бурелому,  тайга заболочена.
 
Весь день стояла жара. По нашим прикидкам в тени +20°С, на солнце +25°С - +30°С. Вода падает.
Рыбаки надергали рыбы – только щука (видимо из-за жары хариус и ленок ушли в верховья притоков). Снова праздник живота – уха, жареха.
В целом по нашей воде и напряженному движению, особенно после Малого Курейского водопада, участок соответствует 4 к.с.

21.07.12. Поднялись в 8-00, не спеша  собрались. Вышли в 10-30. Дошли до р. Бельдунчана, по ней поднялись вверх. Разбили лагерь на ЛБ на галечной отмели N 67°06.864' E 095°52.002' *** перед большим островом. ЧХВ 5 час. 30 мин.
Жара за +30°С. Вода уходит на глазах. Одна щука, хариус редкость. На полке ЛБ Бельдунчаны недалеко от стоянки хорошо насобирали морошки, немного брусники.
По заявленному плану хотелось занести катамараны до Бельдунчанского водопада и пройти километровое ущелье – порог №11 и далее локальные пороги №13 и №14. Но из-за медленного движения группы (причины: низкий уровень воды, высокая температура воздуха, да и белые ночи не способствуют физическому  восстановлению) было принято решение сходить в радиалку.

22.07.12. На Бельдунчанский водопад (Махаев А. и Чухнин Д. остались в лагере) вышли в 10-00.
Перед выходом к Бельдунчанскому водопаду

 Шли вдоль кромки ЛБ, затем вышли на тропу обноса порога-ущелья №11. Из далека услышали рев срывающейся массы воды.  Бельдунчанский водопад крупнейший в России, открытый в начале 70-х годов. Один из самых красивых и самых видовых водопадов: ширина 70 м при отвесной  стене 25 м (эвенкийское название Бельдунчаны - "ломающаяся").  К сожалению, всей мощи водопада мы не увидели из-за низкого уровня воды. Тем не менее, увиденное радовало взгляд.
 
Спустились по хорошей тропе к чаше водопада.
Дошли до водопада за 3 часа ЧХВ. Перекусили, отдохнули.
Вернулись в лагерь за 2 час. 45 мин. ЧХВ. Прошли 25 км. Жарко, сухой воздух – дышать тяжело.

23.07.12. С утра все та же жара. Вышли в 10-45. Курейка не тащит – идем на веслах. Психологически тяжело, да и физически тоже. Такого варианта похода никто не предполагал. Берет только щука, но крупная. Хотя на стрелке р. Бельдунчаны Леонид Иванович умудрился поймать небольшого гольца в количестве 3-х штук. В обед сварили уху.
Дошли до левого притока Дягтами. Встали ниже на 500 м на ПБ Курейки в 20-00, N67°17.488' E95°26.191'. В Дягтали воды практически нет, да и все притоки Курейки маловодные или пересохшие.
ЧХВ 6 час. 20 мин.

24.07.12.   Подъем в 8-00, выход в 10-15. Весь день переменная облачность, слабый ветерок. Второй день на веслах, но идется гораздо легче, чем вчера. Вода в Курейке падает на глазах. Много островов, мелей, линия движения просматривается с трудом. Так что непонятно, что легче: пройти порог (шиверу) или искать форватер при огромной ширине реки при таких обстоятельствах.
По берегам очень много свежех звериных следов: лосиные, медвежьи, волчьи…
Встали на ночевку ниже Левой Оёгонгли на ПБ Курейки за устьем притока Черман N 67°31.507' E 095°06.390'.  Невысокая и ровная полка, поросшая травой. Хорошо продуваемое место, так что комар и мошка сильно не доставали. ЧХВ 6-00 час.

25.07.12. С утра на небе дымка. На веслах третий день. Мели переходят в огромные песчаные зыбкие косы (стоять на них невозможно – проваливаешься выше колена) - следствие продолжающегося падения воды. Оцениваем уровень в Курейке метра на 1,5 ниже, чем средний для этого времени года. Полный абзац!!!


Двигаемся вдоль ПБ. Иногда втречаются крупные наледи, из-под которых вытекают ручьи.
Догребли до р. Дялтукта – довольно крупный левый приток. По графику ночевка, но в самом устье воды нет. Стоять негде, топкий песок. Решили идти дальше. Вошли в озеро Анама. Во второй половине дня небо заволокло дымом, чувствуется гарь в воздухе. Жара и засуха сделали свое дело - это лесные пожары.

Двигались вдоль ЛБ, правого из-за дыма не видно.

Встали сразу за устьем безымянного ручья N 67°42.826' E 094°52.142' *** на ЛБ озера. ЧХВ 7 час. 25 мин. Выше, в зоне леса, обнаружили большое зимовье.

Изба, отдельно стоящий навес, нарты, два ледника-холодильника.

Присутствуют провода, в избе лампа накаливания.

Видимо по зимнику привозят генератор.
 
26.07.12. Вышли в 10-30. С утра встречный ветер, паруса ладить бесполезно. Пологая волна около полуметра – двигаться  тяжело. После 15-00 ветер стих. Двигались в тумане колонной вдоль ЛБ озера
.

До намеченного места - р. Левая Оёгонгли не дошли, сказалась усталость.
Встали в устье ручья N 67°51.199' E 94°36.865' на ЛБ на невысокой полке. ЧХВ 5 час. 50 мин.
Уровень воды в озере Анама низкий, по берегам все те же следы зверья.

Встречаются заброшенные избы рыболовецких артелей. Вода, по сравнению с Курейкой, в озере холоднее. Из рыбы – щука, редко сиг.


27.07.12.  С утра над озером небольшая дымка, видимость лучше, чем вчера. Вышли в 10-20.
На обед встали на ПБ озера в устье р. Котокон. Перед устьем реки охотбаза постройки 1989 г.
N 67°59.532' E 094°32.565'
База в хорошем состоянии. Баня, туалет и другие хозпостройки, на удивление для таких мест, очень чистые. Большая изба с ремонтной мастерской и генератором. Нарты, на берегу 4 моторные лодки, склад ГСМ (одна из бочек полная  бензина). Огромный ледник, четыре будки для собак, море капканов на разного зверя, включая медведя, весы.  Вызвало удивление наличие, пусть и самодельных, тренажоров.
 
Видно, что "посетители" уделяют внимание физической культуре.

На термометре, прикрепленном к избе, t +24С° в тени.
 Ниже Котокона расстояние между берегами озера относительно узкое, траверснули от мыса ПБ на ЛБ.
Дошли до левого притока р. Эвкит, встали лагерем в устье N 68°03.164' E 94°23.906'
ЧХВ 4 час. 45 мин.
После ужина побродили по окрестности в надежде найти место стоянки геологической научно-исследовательской экспедиции института Нигризолото 1953 г. 
К сожалению не нашли, уж больно давно это было.  За весь день только щука.

28.07.12. Подъем в 8-30, выход в 10-00. К теплу уже привыкли. На выходе из озера встретили группу москвичей из 5 человек на трех надувных байдарках: одна одноместная, две двушки. Поднимались вверх по Курейке для дальнейшего волока  на р. Тымерокан.
 
Пообщались, выкурили сигарету дружбы. Попрощавшись, пожелали друг другу удачи.
Выйдя из озера Анама, почувствовали, как река потащила. Настроение поднялось.
На участке Курейки от оз. Анама до устья р. Ягтали 24 препятствия: шиверы, пороги и водопад. Проходимость и категория сложности очень сильно зависят от уровня воды. Река течет единым руслом шириною 70 – 100 метров в лесистом ущелье. Общий уклон участка  - 4,5 м на км.
Сразу после устья оз. Анама 4 шиверы.  За ними порог №5 4 к.с. – скалы в центре русла, сливы с плит, между ними проходы со значительным валом.
 К-2-3 на заходе в порог №5

 До устья р. Нядикан 4 шиверы. После впадения справа Нядикана (он течет в каньоне), Курейка делает правый плавный поворот под красивым скальным отвесным обрывом. Высота обрыва достигает 100 м. Это урочище "Колизей".

В "Колизее" препятствий нет, но в большую воду вполне вероятно образование сильных прижимов или воронок.

Слева, после окончания скалы, остров. Это ориентир порога №10 4 к.с. В левой протоке достаточно крутой слив с последующим высоким валом. Правая протока – несложная шивера. Прошли кильватерной колонной по левой протоке. Затем резко ушли к ПБ, т.к. увидели место для стоянки.

 Шикарная полочка с сосновыми деревьями.
N 68°11.045' E 094°22.704'.
ЧХВ 2 час. 00 мин.
 
29.07.12. Сегодня предстоит дойти до стрелки р. Ягтали. Вышли в 10-15.
По ПБ скальная стенка длиною 150 – 200 м. За ней мошный порог №11 4 к.с. - валы в шахматном порядке по всему руслу. Линия движения читается с воды. После пор. №11 до пор. № 21 несложные шиверы не выше 3 к.с. с чистыми валами.
Порог №21 4+ к.с. один из самых мощных на р. Курейка - чередование сливов и валов по всему 100-метровому руслу реки. Длина порога порядка 700 м.
Препятствия №11 - №21 прошли сходу кильватерной колонной.
От порога №21 до №22 около 300 м. Зачалились на ПБ. Характер порога №22 4+ к.с. – водопадные сливы с плит по всему руслу, в центре которого скалы. Левый проход замусорен камнями, с чистым сливом на выходе. В правом проходе серия валов более 1 м заканчивается сливом с последующей бочкой внушительных размеров. Организовали страховку, фото и киносъемку. Экипаж

Расстояние между порогом №22 и Большим Курейским водопадом 300 - 350 м. Встали на ПБ перед урезом водопада в ~ 50 м. Пока готовили обед, Дамберг Л. и Марков А. произвели разведку обноса водопада и возможность спуска судов: по ПБ звериная тропа в зоне леса, обнос катамаранов без разборки невозможен. Если и обносить по ПБ, то до  конца отвесных скал и расширения каньона – а это 4 км. После обеда фотосессия возле водопада.

Сделали траверс на ЛБ. Недалеко от водопада, на этом же берегу, избушка. По берегам, как и возле Малого Курейского водопада, базальтовые ванны.                                

Ближе к воде очень много совершенно правильной формы цилиндрические колодцы, некоторые глубиною более 2 м.

Каньон Большого Курейского водопада продолжается на 6,5 км, из них около 4 км – отвесные стенки.

Ниже водопада в 150 м нашли место для спуска катамаранов – расщелина со слабо выраженными высокими ступенями. Обнос и спуск катамаранов в каньон занял 2,5 часа.

 В 700 м ниже крутопадающий и очень мощный порог №24 4+ к.с.

За ним две шиверы. Прошли тандемами: К-2-1 – К-2-3, затем К-2-2 – К-2-4.

Сам каньон незабываемое зрелище!
Встали на ночевку перед устьем р. Ягтали на ПБ недалеко от избы N 68°21.592' E 094°12.659'. ЧХВ 5 час.15 мин. Оценили среднее течение р. Курейка как 4 к.с.
В избе в это время находились два москвича. Владимир Коваль – фотохудожник, путешественник. И его помощник – молодой парень, как зовут, к сожалению, не запомнили. Владимир более 10 раз бывал в Эвенкии. Участвовал в двух экспедициях в поисках Тунгусского метеорита. Очень интересный человек.
Презентовал свою книгу "Эвенкия. От А до Я" (типография ООО "Парель" htth://www.parelle.ru).
С нашей оценкой уровня воды в Курейке новые знакомые согласились – ниже среднего более 1,5 м.
По спутниковому телефону связались с лодочником Поповым Виталием. Сообщили свое место нахождения. От него информация – выйдут за группой 31 июля. На кордон прибудут 01 августа во второй половине дня.
Вечером с москвичами организовали совместный ужин. Душевно посидели.

р. Курейка – нижнее течение: устье р. Ягтали – р. Енисей.
Нумерация порогов начинается от устья р. Курейка. Остались пор.№1 и пор. №8. На месте пор. №2 стоит плотина. Пор. №3 - №7 затоплены вследствие строительства Курейской ГЭС.

30.07.12. После завтрака сходили на стрелку Ягтали – Курейка. Красота!

Посетили старинное эвенкийское кладбище – три покосившихся могилы. Хотя по некоторым источникам это русское православное кладбище.  
На воду встали в 12-40. После впадения р. Ягтали в русле р. Курейка много островов. Препятствий нет: мели и перекаты меняют быстрины. Вошли в оз. Дюпкун. Снова встречный ветер со всеми вытекающими… Встали на стоянку в 19-40 на ПБ возле притока N 68°25.527' E 093°42.172'. ЧХВ 4 час. 15 мин.

31.07.12. Вышли в 10-30. С утра ветер в спину, после 12 сменился на встречный. Поднялась пологая волна  высотою 0,5 м. Опять выматывающая гребля. До кордона заповедника N 68°26.592' E 093°22.165' дошли довольно быстро. ЧХВ 4-00 час.

Кордон в очень приличном состоянии, не смотря на то, что в 2008 г. здесь убили егеря и его жену - Кожемякиных Владимира и Тамару (история мутная, разную информацию мы слышали).
Заходишь в дом, и вроде хозяева вот вот должны вернуться: порядок в комнатах, детские игрушки, косметика… Жутковато становиться… Желающих работать после трагедии администрация заповедника пока не нашла. Если не будет нового егеря, кордон зачахнет.
Вновь связались с пос. Светлогорск, Получили подтверждение, что лодки за нами вышли. Все!!! Антистапель.

01.08.12. Сегодня дневка, можно расслабиться. Затопили баню, благо заготовленных дров на кордоне достаточно. Натаскали воды. На остатках огорода кусты черной смородины, облепленные спелыми ягодами. За постройками кордона, на взгорке, насобирали земляники. На обед жареная рыба, оладьи, сварили компот.
Ближе к вечеру, часам к 19, подошли лодки:
№1 "Обь-М", двигатель "MERCURY" 30 л.с. 
№2 "Обь- 5М", двигатель "MERCURY" 40 л.с.

02.08.12.  До Енисея пройти предстоит порядка 490 км. Поэтому подъем ранний, в 4-00, вышли в 5-40.

На первых километрах стало ясно, что лодка №1 "не тянет" – двигатель в 30 л.с. оказался слабоват для такой загрузки. Поэтому лодка №2 уходила вперед. Марков А., Ветров А., Махаев А., Мартынова Ю. высаживались на берег, а Пин Владимир возвращался к лодке №1 и забирал двоих и т.д. То есть до самого пос. Светлогорск он челночил – прошел тройное расстояние. Хотя отдыхал так же, как и мы. Железный парень! До острова N 67°02.403' E 089°10.160' лодку №1 вели, меняя друг друга, Попов В. и Саунин В.
В силу сложившихся обстоятельств, время на отдых у Маркова А., Ветрова А., Махаева А. и Мартыновой Ю. было больше. Ходовое время – момент сбора всей группы.
Основная задача при движении оз. Дюпкун - пос. Светлогорск – не напороться на топляк, коего после затопления огромной территории при строитльстве Курейской ГЭС великое множество. Часто видны верхушки деревьев, стоящие над водой. Ну и при сильном волнении грамотно лавировать, чтобы волна не положила лодку.
В первой половине дня низкие, тяжелые тучи. Кратковременный дождь. В основном порывистый  северный ветер, меняющийся на северо-западный.

Несколько раз видели, как олени переплывают р. Курейка с ПБ на ЛБ.
 
От кордона до метеостанции 1 131 км (N 67°41.451' E 091°47.588'), находится недалеко от выхода оз. Дюпкун на ЛБ Курейки. В 40 км ниже метеостанция 2 N 67°28.054' E 091°22.352'. Ходовое время 14 час. 30 мин. Кроме собак, которые нам очень обрадовалась, никого. Вблизи новое строение с вертолетной площадкой – или обновляют метеостанцию, или что-то вроде гостевого дома  для организации рыбаловецких и охоттуров.

 После ужина на отдых осталось 1 час. 30 мин. – решили выйти в 00-00.

03.08.12. Вышли по плану, благо еще стоят белые ночи. После притока Энде крутой правый поворот, за ним пор. №8. Длина порога 350 м, камни в русле, падение более 2 м. Для моторных лодок довольно серьезное препятствие - можно пробить дно или оборвать двигатель. Заходили на малом ходу с ЛБ, уходя ближе к ПБ – где есть чистые проходы.
От метеостанции 2 до избы N 67°09.892' E 089°55.863' 83 км прошли за 8 час. Недавно срубленная изба стоит перед притоком Таежный на ПБ Курейки. По сути, мы уже в зоне подтопления. Чай, перекус, отдых – на все про все один час.
Вошли в Авамский разлив, назван по аналогии правого притока – р. Авам. Северо-западный ветер, короткие волны высотою до 1 м, видны белые барашки. Большое количество островов и проток, заблудиться раз плюнуть. Практически идем по GPS.
Подошли к безымянному острову N 67°02.403' E 089°10.160'. Волнение усилилось. Лодочники приняли решение  - в целях безопасности каждая лодка делает две ходки до пос. Светлогорск.
Первая ходка: лодка №1 – 4 человека;   лодка №2 – 3 человека. И вывести весь груз.
Вторая ходка: лодка №1 – 2 человека;  лодка №2 – 3 человека
Причины такого решения – вероятность большой волны на водохранилище. Такая погода может простоять не один день. С большой загрузкой идти чревато…
Опасения оправдались. После первой ходки ветер усилился - белые барашки с брызгами по всему зеркалу водохранилища. Высота волн выше 1 м – по шкале Бофорта около 4-х баллов. При заходе на волну удары в дно, как кувалдой. Лодки бросает словно щепки. Благополучно причалили выше плотины на ЛБ водохранилища в 15 час. 20 мин. Рядом стояло  водолазное судно "Нептун".
От места выгрузки перебазировались к Виталию и Владимиру в гараж.
Немного о местных ценах: двухкомнатная квартира в поселке стоит порядка 70 тыс. руб. Капитальный гараж тянет 300 – 350 тыс. руб. А моторные плавсредства от 600 тыс. руб. и выше. С помощью моторных плавсредств местные добывают рыбу и мясо и т.п. Хранят все в гаражах. В чем мы убедились. Гараж огромных размеров, больше напоминает жилое помещение: отопление, зона отдыха со столом и диваном. Холодильные камеры, забитые рыбой, дичью, олениной, ягодой. В гараже, помимо машин, хранятся снегоходы. На зиму завозятся лодки.
После тяжелого перехода немного отдохнули. В магазине, благо рядом, купили продуктов - свежего хлеба, колбасы, консервы, пива. Пообедали. Хозяева угостили малосольным хариусом  и ленком. Предлагали переночевать в гараже, но мы решили на берегу реки. На машине переехали ниже плотины. Встали лагерем возле речпорта. Сходили посмотреть пор. №1. От плотины до порога 3,5 км.

В русле две каменные гряды. Длина порога не более 200 м при падении 6 м. Прохождение левой протокой более безопасное. По центру, между каменных гряд, или по правой протоке заход осложнен резким падением. Далее мешанина бочек, обливных камней  и больших валов. Линию движения выдержать трудно. Оценили как 6 к.с.

На его обработку и прохождение времени не осталось. Катамараны разобраны, уставшая группа после сегодняшнего перехода. Да  и 4 августа должны быть на Енисее.
Интересный объект рядом с нашим лагерем.

Подробнее можно узнать, набрав в интернете в поисковике "Место расположения раритетных паровозов с 1960-х годов по 2005-й год".
04.08.12. Около 12 час. Виталий и Владимир притащили на автоприцепах лодки. Спустили на воду, Порадовало – обе лодки "Обь-5М", двигатели "MERCURY" 40 л.с. и "HONDA" 50 л.с. Отчалили в 13-00. Рядом с пор. №1, на ЛБ, Курейский графитовый рудник, основанный в 1861 г. купцом Сидоровым. Ниже рудника Курейка очень красива, по берегам встречаются белые мраморные обрывы, кое-где на реке мели, перекаты. В большую воду до рудника ходят суда.
Далее по ЛБ заброшенный поселок Усть-Мундуйка. В этом месте ОАО "РусГидро" планирует строительство еще одной ГЭС – Нижне-Курейской http://www.rushydro.ru/
    
Ориентиром будующей плотины может служить высокий ПБ с такой вод надписью.
  
Остановились отдохнуть возле культового места: Шаман камня, ЛБ р. Курейка.
Дамберг Л. решил порыбачить – с первого заброса взял тайменя весом более 10 кг.


Последние километры по Курейке не представляют большого интереса: река медленно течет в плоских берегах.
Погода испортилась: кратковременный дождь, низкая облачность. Сильный северо-западный ветер. Лодочники предложили идти до пос. Горошиха, ПБ Енисея, т.к. форватер проходит вдоль ПБ. А с. Курейка стоит на ЛБ (посадка на т/х производится с воды – в случае большого волнения на Енисее к судну не подойти). Ну и в пос. Горошиха у Виталия живут родители, и ребята согласились посадить нас на т/х.
В устье р. Курейка волнение 2 балла, вышли в Енисей – все 3. Ширина Енисея в месте впадения Курейки 3,5 км. Шли вдоль ПБ. Встали на высокой полке возле поселка. ЧХВ речпорт - пос. Горошиха 2 час. 45 мин. В поселке, как в большинстве маленьких населенных пунктах, разруха. Работы нет, пенсии маленькие. Живут тем, что даст тайга и река.
Родители Виталия, как и все северяне, гостеприимные люди. Истопили для нас баню. Угостили осетриной. Вечером на берегу долгий прощальный ужин с Виталием и Владимиром.

05.08.12. – 08.08.12. пос. Горошиха – г. Енисейск - г. Красноярск.
С утра, не спеша,  погрузили весь груз в лодки.

По рассписанию т/х должен подойти в 12-00, опоздание на 40 мин. Говорят, что обычное явление, может и дольше задержаться.
Погрузка – выгрузка пассажиров производится на малом ходу т/х. Увлекательное зрелище при волне на Енисее. Попрощались с нашими надежными лодочниками, поднялись на т/х "В.Чкалов"
Свободных кают более 15. Взяли две 4-х местные 2-го класса на средней палубе.
Познакомились с группой "парусятников" из Кузбасса. Ребята, заслуживающие уважение. Прошли более 2300 км по маршруту: г. Норильск – р. Норилка – оз. Пясино – р. Пясина – Карское море – о. Диксон – Енисейский залив – р. Енисей – пос. Дудинка. Посмотрели сырой фото и видеоматериал – впечатляет.
Адрес одного из участников группы (может кому интересно будет):
Токарев Сергей
Кемеровская обл., г Анжеро-Судженск, ул. Октябрьский проезд, дом 11, кв. 53.
Тел. +7 (913) 1208323, e-mail: stokarev9999@mail.ru
Полностью описывать уведенное нами в этой части путешествия – это писать еще один, пусть и небольшой, отчет. Рекомендуем посмотреть документальный фильм о жизни на Енисее "Счастливые люди" (режиссер и сценарист Дмитрий Васюков).
Конечная точка этой части маршрута г. Енисейск. Хотя планировали подняться вверх до г. Красноярск. Но навигация на Енисее была сокращена – отсутствие воды из-за жары. Поэтому, к нашему глубокому сожалению, Казачьи пороги мы не увидели и не прошли.
К г. Енисейск подошли 14 час. 30 мин.

Быстро договорились с водителем микроавтобуса "Истана", готовым довезти группу до г. Красноярск. По пути пообедали в придорожной харчевне. В Красноярске были в 20 час. 30 мин. Билеты на поезд были только на завтра, 09.08.12 г. Вещи, чтобы не таскаться, сдали в камеру хранения. Ночь переночевали в частной квартире (информации на ж/д вокзале, где можно переночевать, достаточно).

09.08.12 – 11.08.12. г. Красноярск – г. Екатеринбург.
Утром сели в поезд. Благополучно прибыли в г. Екатеринбург.



7. Итоги, выводы, рекомендации.

Наше путешествие было интересным, хотя и немного смазанным. Типичные погодные условия плато Путорана, суровый резко континентальный климат, сменились на аномальную  жару и засуху. Следствие – низкий уровень в реках. В 2013 г. повторилось то же самое. Из прошлых отчётов были годы, когда люди просыпались в палатках, засыпанных 20-сантиметровым слоем снега. Несильный дождь за 19 дней похода у нас был всего 3 раза.
Мы понимаем, что в сложившихся условиях маршрут не соответствовал 5-й, заявленной, категории. Уж слишком сильно внесла природа свои корректировки. Поэтому отчет и написан соответственно  реалиям. При таком уровне воды рациональней сплавляться на двух 4-х местных катамаранах, имея в наличии на одном подвесной мотор – на длинных, стоячих участках двигаться, буксируя другой катамаран. Либо пройти маршрут на байдарках, что интересней и соответствовало бы 5 к.с.
Но как сложилось, так сложилось… Представление о том, что такое плато Путорана, мы получили. И есть надежда, что мы еще побываем на Путоранах.

Тем, кто собирается в поход по плато Путорана, рекомендуем:
1)  заранее договариваться о заброске – выброске, а также каким-либо способом отслеживать уровень воды в реках.
2) соблюдать правила перевозки багажа на региональных авиалиниях, несоблюдение ведет к дополнительным финансовым затратам и потере времени.
3)  для регистрации в МЧС данные маршрутной книжки лучше предоставлять на цифровом носителе. Пусть небольшая, но экономия времени.
4)    учитывать, что координаты GPS нестыкуются, пусть и незначительно, с картами генштаба.
5)    более дотошно узнавать и согласовывать летное время при вертолетной заброске.
6)    брать во внимание воздействие белых ночей на организм человека.
7)  при объявлении чрезвычайной ситуации на территории заповедника могут возникнуть серьезные проблеммы с его посещением.
8)    если будет возможность пройти вниз – вверх по Енисею не отказывайтесь.  Не пожалеете!
9) 13.08.12 г. заповедник "Путоранский" был реорганизован вместе с другими в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция заповедников Таймыра" (далее – ФГБУ "Заповедники Таймыра").
Директор Матасов Виктор Викторович http://www.zapovedsever.ru/

Если понадобится прочая информация, связанная с походом - обращайтесь. Рады будем помочь.



8. Приложения:

8.1. Смета расходов.

    
Статья
Сумма, руб
1
Ж/д билеты г. Екатеринбург – г. Красноярск
38652,00
2
Оплата багажа ж/д багажа
851,00
3
Микровтобус вокзал-аэропорт (г. Красноярск)
2800,00
4
Авиабилеты г. Красноярск – пос. Тура
68500,00
5
Оплата авиабагажа г. Красноярск - пос. Тура
21800,00
6
Переоформление 3-х билетов г. Красноярск - пос. Тура
4000,00
7
Оплата вертолета
447500,00
8
"Газель" аэропорт Тура - гостиница (пос. Тура)
2000,00
9
Проживание в гостинице (пос. Тура)
3500,00
10
Продукты (пос. Тура)
1200,00
11
Такси + "УАЗ" гостиница - аэропорт Тура
650,00
12
Такси аэропорт - аэропорт Тура
350,00
13
Продукты с собой (пос. Тура)
400,00
14
Выброска (моторные лодки)
88000,00
15
Продукты ( пос. Светлогорск)
3576,00
16
Теплоход с. Горошиха – г. Енисейск
46945,00
17
Ресторан на теплоходе
6350,00
18
Микроавтобус "Истана" г. Енисейск – г. Красноярск
8000,00
19
Обед в придорожной харчевне
1700,00
20
Камера хранения (ж/д вокзал г. Красноярск)
1530,00
21
Ж/д билеты г. Красноярск – г. Екатеринбург
39791,60
22
Квартира в г. Красноярск
3050,00
23
Абонентная оплата спутникого телефона
5000,00
24
Телефон (межгород)
4500,00
25
Страхование  группы
1600,00

Итого:
802245,60

Итого на человека:
100280,70




8.2. Материально – техническое обеспечение группы.

а) Специальное снаряжение:
Групповое
Личное
Наименование
Кол-во, шт.
Наименование
Кол-во, шт.
катамаран
4
спасательный жилет
8
спасконец
8
каска
8
весло
12
гидрокостюм
8
GPS-навигатор Garmin Oregon 450
1
гермомешок
8
тел. спутниковый Iridium 9555
1
нож-стропорез
8
чалочная веревка с карабином
4



б) Ремонтный набор
наименование
наименование
1
клей резиновый, ПВХ
14
шурупы
2
плоскогубцы
15
Заплаты: капрон прорезиненный, ткань ПВХпокрытие
3
ножницы
16
нитки капроновые
4
шило
17
иголки
5
напильник
18
булавки английские
6
надфиль
19
изолента – 1 моток
7
брусок
20
скоч - 1 моток
8
ключи гаечные 8*10 - 2 шт.
21
ножовка + полотна по металлу
9
ключ клапана баллона – 2 шт.
22
клапан баллона запасной
10
отвертка
23
шурупы
11
проволока сталь
24
струны для гитары
12
проволока медь
25
трубка резиновая d14*2 0,5 м
13
гвозди



в) Необходимый набор медицинской аптечки был взят с соответствующими требованиями для     проведения спортивно – туристических походов.

       г) Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:
Наименование
На одного человека
На группу в 8 чел.
Продукты (всего/в день)
9,9/0,55
79,2/4,4
Групповое снаряжение
18,6
148,8
Личное снаряжение
12,5
100
Всего
41
328
Максимальная нагрузка на одного участника - 43.3 кг, на участницу - 25 кг.


8.3. Адреса и телефоны организаций.

1.   Авиакомпании:
а) Авиакомпания «Таймыр» http://www.nordstar.su, 8-800-700-8-007
г. Норильск, тел. 8 (3919) 43-75-75, часы работы пн – сб 05:00 – 13:30 время моск.
пос. Светлогорск (связь через Игарку) +7 (967) 6070991
время работы пн – сб 05:00 – 13:30 вс 05:00 – 09:30 время моск.

б) Государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа», http://www.ak-krasavia.ru/
г. Красноярск, тел. 8 (391) 291-87-13, 291-81-98
Заместитель директора вертолетного комплекса М.Ф.Ковалев
аэропорт "Горный"  648000, Красноярский край, п. Тура, ул. Гагарина, 2
Директор филиала: Чернов Андрей Михайлович, тел. +7 (391)  263-63-63.
Служба аэропорта /Аэродрома: СОП
Руководитель: Степьюк Евгений Александрович, e-mail: avia@tura.evenkya.ru ,
тел. : +7 (391)  263-63-63, +7 (3919)  870-009, +7 (39170)  22-509,   +7 (39170)  31-066

2.  ФГБУ «Государственный природный заповедник "Путоранский"
тел. 8 (3919) 48-17-09, 36-05-06, 34-47-29
директор заповедника Ларин В.В., +7 (905) 9790506

3.  МЧС – ПСО
а)  г. Норильск - городок Наледная
Руководитель Петров Олег Вадимович, сот. +7 (3919) 326-060
тел. +7 (902) 9156060
 8 (3919) 41-21-27, 34-43-70
 34-41-02 оперативный дежурный
б)  г. Дудинка, ул. Советская, 12, тел. 8 (39111) 5-75-11, 5-73-89
в)  пос. Тура, ул. Советская, 8, тел. 8 (39170) 2-22-04, 31-737, 263-63-70

4.  пос. Тура, Красноярский край     http://www.evenkya.ru
Где можно остановиться:
а) Одноэтажный коттедж "Алиса".  ул. Школьная, 1, тел. 8 (39170) 22-395. Рядом со зданием администрации. 1-2-местные номера.
б) МП ЭМР "Гостиный двор". 648000, Красноярский край, пгт. Тура, ул. Советская 9а, тел. 8 (3912) 63-63-90, директор Борисенко Светлана Ивановна
Гостиница располагается в центре поселка, рядом находятся администрация, Дом культуры, магазины, кафе, узел связи, центральная улица. В самом здании гостиницы находится бар и прачечная. Гостиница располагает 20 номерами, рассчитана на 27 мест: 
7 номеров – 2-х местные; 6 номеров – 1-но местные; 5 номеров – полулюкс; 2 номера - люкс 
Система бронирования: 15 % от стоимости номера, снимается единовременно. Питание в стоимость номера не входит. Имеется бар на 1 этаже. 
Существует возможность встречи гостей в аэропорту. Оказание дополнительных услуг (прачечная, глажка, встреча из аэропорта, переводчик…) оказываются по утверждённым тарифам.
Наличие коммуникаций: имеется сан.узлы на каждом этаже на три-четыре номера.
 Цены:  2-х местные - 2700 р. (за 1 место)
1- местные - 3200 р.
Полулюкс - 3300 р.
Люкс - 5600 р. 
Регистрация иностранных граждан: 
- плата взимается только наличными, в рублях.
- клиент обязан предъявить копию паспорта и миграционной карты
Аннуляция номера без штрафных санкций проводится за сутки до въезда в номер, в случае опоздания взимается плата за простой номера в размере суточной стоимости номера, например 2700 р. за место в 2-х местном, или 3200 р. за 1-местный номер

в) Социальная гостиница находиться в отдаленном месте, рядом практически ничего нет:
Всего – 37 койко мест.  Номера от 4 до 10 мест
1 койкоместо – 696 руб.  Бронь – 20 руб.
Душ – 20 руб.
Использование плитки – за 30 мин. 20 руб. Использование утюга – 20 руб./час.

г) Такси "Карина" (вкл. грузо-пасажирские перевозки)
8 (39170) 31-886;  8 (923) 3344642
8 (913) 5374028; 8 (913) 0366107
8 (913) 1869518; 8 (963) 2657582

5.  Пос. Светлогорск     http://www.adminsvet.ru

а) администрация поселка - ул. Энергетиков,15, тел. 8 (3919) 35-91-52

б) турист-пешик Руслан Шарипов, glamm2@mail.ru, тел. +7 (923) 33099063

в) лодочники: Попов Виталий, тел. +7 (932) 2012317
                        Пин Владимир, тел. +7 (923) 3076385                              
                        связь через Карандашева Ю.А., kya@kges.oao-ntek.ru

г) Шереш Виктор - метеоролог первой метеостанции N 67°41.451' E 091°47.588', тел. +7 (923) 3042462, доступен только в населенных пунктах.

д) Екимов Константин, местный предприниматель, тел. +7 (923) 3257756. Есть вероятность, что с ним можно договориться о выброске группы на моторном катере.

е)  Еще добыли контактный телефон капитана водолазного судна "Нептун" Емиль Емельяна Емельяновича:
+7 (963) 1635657. Судно приписано к Курейской ГЭС, на которой, скорее всего, имеется своя ПСС.

  http://www.gutains.ru , 8 800 700-9-799, 8 (343) 311-00-52




 8.4. Источники информации, использованные при подготовке путешествия.

1) М.В. Афанасьев "Водные путешествия по плато Путорана". Москва, издательство "Компания Спутник+", 2007 г.
2) Григорьев В.Н., Митрофанов В.В., Славинский О.К., Шишков Л.К., Плечко Л.А., "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1976 г. 
3) "Живой журнал", блог неорганизованного путешественника http://kitv.livejournal.com/9869.html
4)  Маршруты – сообщество путешествующих людей http://www.marshruty.ru/
5)  Клуб Хронических Водников http://veslo.ru/
6)  Скиталец – сервер для туристов и путешественников http://skitalets.ru/
7)  Сайт slazav - сборник походных материалов и новостей http://slazav.mccme.ru/
8)  Центр Регистра и Кадастра http://www.waterinfo.ru/
9)  Картографический материал взят с сайта Афанасенкова Михаила http://www.afanas.ru/
  
8.5. Картографический материал.

Ниже размещены фрагменты карт, на которых обозначены места стоянок, препятствия и т.п. Весь объем карт был загружен в GPS навигатор.  Листы загруженных карт:
q45-11_12
q45-15_16
q45-17_18
q46-01_02
q46-03_04
q46-05_06
q46-07_08
q46-11_12
q47-01_02
q47-07_08
r46-33_34
r46-35_36
r47-31_32


Необходимый объем карт, скопированный на бумагу, был заламинирован.

Условные обозначения:


 
 Маршрут группы

Желтая сплошная линия – маршрут вертолетота


 
        17.07.12    Места стоянок

                         Избы, зимовье

                         Препятствия


Комментариев нет:

Отправить комментарий