Поиск по этому блогу

суббота, 22 августа 2009 г.

Алтай-2009


                  
Это наш ДНЕВНИК ПОХОДА
фотографии к нему храняться здесь,


22 июля 2009
2-х часовая пересадка в Новосибирске на Бийский поезд, в котором предстоит ехать 10 часов. Погода мрачная: +11, дожди, холодный сильный ветер. :-(

23 июля 2009
     В 6 утра прибыли в Бийск. Загрузились в Газель Биалтура, в соответствии с предварительной договоренностью.
     Доехали до погран. поста. В полной уверенности, что все у нас «тип-топ», так как еще месяца за 2 начали заниматься вопросом пропусков. Но не тут-то было… Как конечная точка маршрута у нас был указан Тюнгур. А надо было – Аккем.
     Еще в очереди нам шепотом посоветовали забыть слово «Белуха», иначе – «проблем наживете немерянно». Будущее показало, что это очень правильный совет!!!      Параллельно с нами шла небольшая группа из Новоуральска, которая проговорилась при пограничниках о планах восхождения. В итоге, их «прессовали» 1,5 часа, запугивали страшными административными карами, и чуть ли не посадкой в узилище… В итоге, руководителю группы пришлось дать подписку, что они не пойдут на Гору!!! И они не пошли.
     Двое из ехавших в Газели, вообще не заморачивались на тему пропусков, пока не встали лицом к лицу с пограничниками. Как выяснилось, все что от них требуется, приехать в погранчасть, и написать там заявление. Его подписывают в течение 15 минут. И можно ехать! А мы месяц возились, названивали и все равно закончилось той же поездкой в погранчасть. B-)
     Далее, нам всем дружно пришлось ехать в районный городок Усть-Кокса. Там находилась местная главная контора пограничников.
     В итоге, в Тюнгур мы приехали в районе 20 часов вечера. Остановились в палаточном лагере «Белый Кречет»
     Начались переговоры с т/б «Высотник» по поводу сплава, который стоял в их планах с 3 августа. Практически сразу все пошло криво-косо. Все время было полное ощущение странного отсутствия всякого здравого смысла.
     Забегая вперед, скажу – т/б «Высотник» и их партнеру – ЛенАльпТурс, «дикие туристы» абсолютно не нужны и не интересны. Эти конторы гоняют группы, в том числе и иностранцев, по стандартным маршрутам, и имеют с этого достаточно, поставив дело «на поток». А «частные случаи» - лишний напряг мозга и невеликая материальная отдача – не стоят труда.
     С нами были вежливы… но реально сотрудничать отказались. Для них – мелочь, а у нас чуть пол-отпуска не загубилось!!!!!
     Так что, всем читающим: Т/б «Высотник», как предприятие ЖКХ – вполне приемлемо и комфортно (правда не самое дешевое в тех краях), а как поставщик тур. услуг – лучше с кем-нибудь другим «дружить»

24 июля 2009
Первый ходовой день похода.
     Если сразу из Тюнгура идти пешком к Аккему, через перевал Кузуяк – это полный ходовой день: Тюнгур – Три березы. Если найти попутчиков и нанять машину (трактор или Газ-66), то 2,5 часа на машине, а далее – аккемские прижимы (3 шт.) и еще немного.
     Мы скооперировались с группой хабаровцев и на тракторе пересекли перевал Кузуяк. Получилось по 500 руб. на человека. Это по тем меркам приемлемая цена.
     В 11 мы уже ушли от Трех берез вверх по Аккему. Мы лишь немного не дошли до водопада Текелю.
     К вечеру, к 19 часам, я была в «коматозном» состоянии от первого перехода, полная невменяемость от усталости и обилия впечатлений. :-(Только после 20 минутного сидения, глядя в 1 точку, вернулась в реал и начала функционировать.

25 июля 2009
     По плану: Переход до Аккемского озера, «сброс» части груза на станции МЧС, переход до Часовни, и как можно дальше, чтоб сократить путь на следующий день, который мне обещали как «самый тяжелый из всех возможных»
     Так все и случилось. Добавлю лишь, что по пути, на ГМС (Гео-метео станции), удалось прикупить 4 вкусные лепешки, жаренные на масле. А хлеб – это было «слабое место» в подготовленном мной меню.
     На станции МЧС оставили все железки, которые используются для заготовки дров, так как леса впереди больше нет, а пища готовится только на газовых горелках. Также оставили еду на 2 дня, на обратную дорогу.
     После станции МЧС, глядя на рельеф, дорога до Часовни не должна была быть тяжелой. Но в реале… она болотистая и много ручейков, лошадиных «мин»… а в конце – неудобный курумник. Короче говоря, устали порядком… Но на ночевку встали в 1 км от Часовни во вполне вменяемом состоянии.;-)

26 июля 2009
Бредовый день: переход до Томских стоянок.
     Сначала мы шли по курумнику. Бррр!!! Тяжело и неудобно! В тех краях камни очень подвижные, разнокалиберные, и полным полно островков песочной «сыпухи». Через 2,5 часа, пройдя ок. 2 км я была в полном отчаянии – как ни старалась, ускориться не удавалось, силы таяли «на глазах», мучила жажда.
     Тут мы перешли на Аккемский ледник. Физически путь тяжелый, но технически – проще. Три шага, остановка, чтоб мышцы не забивались. Когда я смотрела вперед на тропу, казалось нереальным, что возможно пройти этот путь… сегодня. Но, шажок за шажком, ледник кончился. Мы сделали поворот примерно на 90 градусов, и вышли на снега, на прямую тропу к Томским стоянкам.
     Дошли нормально, что было мне странно. Видимо, на 3-й день организм уже вышел на рабочую мощность.:-)
     Путь занял 7 часов. Это хороший показатель. У группы, шедшей параллельно – 8 с небольшим получилось.

27 июля 2009
День, отведенный под акклиматизацию. По плану – походить по Арбузу (коротенький, но крутой ледник, он же – учебный полигон по ледолазанию), пройтись по плато над ним до подножия перевала Делоне.
     К этому времени, мы уже начали подозревать, что наш безумный план подъема на Белуху не осуществиться.
     1. Погода этим летом вообще, и в районе Белухи в те дни, в частности, отличалась повышенной неблагосклонностью к восходителям: ветры, то ли дождь - то ли снег, а временами - палящее солнце, делающее тропы рыхлыми.
     2. Снега в горах оказалось значительно больше, чем ожидалось. После обеда, люди даже идущие налегке проваливались до середины бедра – очень утомительно и медленно получалось двигаться. Трещины завалены снегом. Вся надежда на «связку». А какая от меня польза в связке – ни умения, ни силы, ни просто массы…
     3. Перил «общего пользования», повешенных МЧС, в этом году не было. А мы на них надеялись!!! :-(
     Если бы мы шли с единственной целью – подняться на Гору, впору было бы впасть в уныние… Но, я была впервые в подобном месте, все вокруг казалось интересным и экзотичным. То, что я добралась досюда – уже вызывало чувство морального удовлетворения. Еще будет шанс…!!! А начинать можно и с этого!:-D
     Итак… Поднялись на арбузный склон… Задумались. Надо бы повторить, вниз походить… Но было утро, и сонная лень еще не совсем ушла…. Передумали. Пошли гулять по плато, по тропинке, проложенной теми, кто ушел раньше на Делоне. Думали вблизи посмотреть, как народ полезет: сами будут перила класть, или как???
     Подошли… Посмотрели. Плохо видно. Решили немного подняться. Весело!!! А почему бы не подняться еще чуточку?! Увлекательно идти по снежным ступенькам в кошках!!! Так мы и поднялись за 1,5 часа на 3400 метров перевала Делоне. Два шага – воткнуть ледоруб выше, два шага – перенос ледоруба.
     Посидели на гребне, конфетку съели. Смотрим, народ на соседнюю вершинку потянулся. Пик Томских студентов. А не слазить ли и нам?! Тропинка по узкому гребню?! Хм… А мы не спеша, осторожненько.
     Сходили и туда.;-)
     Спуск с Делоне занял 2,5 часа. Вроде бы не тяжело, но как-то скучно уже к концу – монотонно. Зато потом – дорога по плато, просто праздник! Казалось, день так и пройдет, играючи. Так это было!
     Но, ввиду того, что время перевалило за полдень, снега стали рыхлыми и метров за 50 до конца плато, началась полоса «провалов» выше колена, чуть ли не на каждом шаге. На Урале, благодаря маленькой массе и не слишком тяжелым рюкам, я видимо стала несколько избалованной – обычно снега меня хорошо держали. А тут… даже что-то типа чувства обиды появилось. В результате, на последних метрах прогулки умотались так, что положенная после подобного мероприятия усталость, наконец, пришла! Это было как возвращение в реальность: не все так просто в горах!
К вечеру, увы, в очередной раз начала портиться погода. К ночи – низкие серые тучи, дождь, ветер!!!
     В этот вечер были подведены итоги (см. выше) увиденного / услышанного / попробованного и принято решение – уходить вниз! Такой заманчивый и соблазнительный план восхождения на Белуху (4506 м.), был признан при существующих условиях (объективных и субъективных) – не осуществимым (вернее, «упираться» было бы крайне неразумно и «цена» несоразмерна):-(
     Всю ночь мы подпрыгивали в палатке от ударов ветра. Все время казалось, что вот-вот сейчас она не удержится на растяжках, прижатых камнями и ее унесет или сплющит. Но все окончилось благополучно. Она устояла, и еще, как минимум, одно испытание вынесла достойно – 1,5 суток дождя!!!!

28 июля 2009
     Утро выдалось холодным, хмурым, мокрым, но спокойным (безветренным). Команды, собиравшиеся на Гору, в этих условиях, немного изменили привычный график. При нормальной погоде, график восхождения выглядит примерно так:
     1-й день.
4 утра подъём, в 5 выход, часа три на Делоне, часа 2 по плато Менсу до ББС, обед на ББС около 1,5 часа, до плато Сковорода по глубоко проваливающемуся снегу ещё часа 2 Ночевка на Сковороде в районе 18 вечера
     2-й день.
подъём в 6, в 7 выход, есть два пути подъёма, по западному гребню, и через перевал Белухинский.
     Тут не угадаешь, считается , что через Белухинский сложнее 3Б, но по гребню ещё сложнее, если долго была жара и снег превратился в твердый скользкий лёд.....
4-5 часов подъём, по обеим вариантам, столько же спуск. Если вешать свои перила, можно и 8 часов подниматься..., если много снега, то легче по гребню, а через Белухинский в этом случае лавино и ледопадно опасно....

Но в такую погоду, как в этом году, преодоление перевала Делоне занимает заметно больше времени. Поэтому, привычный график деформировался и съехал… Благодаря этому, мы смогли утром застать тех, кто уходил. Мы смотрели, как группы уходят на Белуху. Честно говоря, завидовалось им.:-(
                                                                                  Рассказ хабаровцев
     Погода не всегда баловала и позволяла вести фото- и видеосъемку. Обычно утро выдавалось ясное, солнечное, к обеду набегали тучи, а ближе к вечеру начинался дождь или снег… В этот день снег валил так, что видимость сократилась с пятидесяти до десяти метров.
     Нашим путешественникам очень облегчили жизнь пара групп, поднявшихся на перевал Делоне раньше и пережидавших непогоду перед восхождением на Белуху. Их лавинные лопаты помогли окапывать палатки и строить ветрозащитные стенки, иначе сколько вещей в палатку ни сложи, все равно есть риск, что ее просто-напросто сдует порывом ветра.
     На восхождение девчонки не пошли. Все равно видимости никакой, и шансы обозреть панораму Алтая невелики. А Александр и Виктор вместе с двумя другими группами, дождавшись затишья в снегопаде, отправились наверх.
     Базовый лагерь расположился на высоте около четырех километров над уровнем моря, а сама вершина достигает отметки 4506 м.
     Почти весь маршрут, чтобы не сорваться, необходимо провешивать веревками, и в этом отношении тоже повезло: спасатели, сопровождавшие коммерческие группы, с которыми и пошли парни, взяли эту работу на себя. Однако все равно было опасно.
     Чтобы попасть на вершину Белухи, сперва надо было преодолеть узкий гребень, выйдя по которому на почти ровное «плечо», снова оказываешься перед стометровым взлетом, ведущим уже на самый верх.
     А там опьяненных победой и открывшимися просторами восходителей поджидает самая опасная ловушка. Кажется, что толстый слой плотного снега прочно покоится на скальном основании, а на самом деле это снежные надувы, которые, по сути дела, висят над пропастью…
     Восходители, поднявшиеся на «крышу Алтая», были вознаграждены за свои труды: видимость появилась! Просветы среди стремительно бегущих облаков открывали то низкие тучи в районе базового лагеря, то соседние пики…
     Но все это не радовало. Потому что, выйдя на вершину, хабаровчане услышали шокирующее «Сорвался…». Парень в красном пуховике, обогнав сопровождающих спасателей, вышел сфотографироваться поближе к краю. И рухнул вниз вместе с обломившимся карнизом… Перепад высоты в том месте - несколько сотен метров. Никаких шансов уцелеть. Его несколько дней искали, но так и не нашли.
     «Я потом вспоминал, - рассказывает Александр, - этот парень в ярко-красном пуховике встречался мне на подъеме. Сначала он замешкался, и я обошел его по целине. Затем он нагнал меня и снова ушел вперед… Он был из коммерческой группы. Скорее всего, у него не было опыта правильного поведения в горах». Но и опыт без ежеминутного контроля ситуации - не залог безопасности. Не так давно там же сорвалась связка опытных бельгийских спортсменов - они тоже вышли на карниз, и им не помогла веревка, потому что оба вниз ухнули одновременно. А в прошлом году из ледника вытаял башмак. Кто-то обратил внимание на него, и вскоре изо льда вырубили тело погибшего в прошлом веке красноармейца в полном обмундировании и в буденовке…
     Пришло время покидать суровый мир безжизненной высоты. «Удивительно, как долго мы поднимались вверх и как быстро спустились вниз! - вспоминает Света. - И сразу же наладилась погода, как всегда!». На леднике Менсу участников похода поджидало новое испытание, на этот раз не холодом, а жарой. Лед и камни позади, а впереди - снова бескрайние зеленые цветущие долины, усеянные аквамариновыми и меловыми озерами, и голубые сияющие вершины отдаляются, скрываясь за поворотом.
                                                                                                                                                         Опубликовано в газете "Тихоокеанская звезда" 

Часов в 11 и мы снялись с места…. в обратную сторону. Вниз, да по знакомой дороге, шлось весело и легко. К моменту выхода на Аккемский ледник, светило яркое солнце, небо было практически безоблачным и ночной погодный шабаш казался сном. Усилились сожаления и сомнения в правильности принятого решения отказаться от дальнейшего подъема. При взгляде назад, на неприступную белую Аккемскую стену становилось грустно – попса неотвратимо возвращалась…
     На подходе к часовне небо опять затянулось тучами, и «лето кончилось». До самой стоянки на ночь налетала то морось, то гроза, то ненадолго воцарялся покой. А мы все шли… шли… шли…
     В 17:30 мы выбрали место для стоянки на берегу Аккемского озера, сразу за станцией МЧС, и встали. Едва успели попрятать рюкзаки, как начался дождь, который закончился через 1,5 суток.:-@

29 июля 2009
Дождь… Дождь….Дождь
     В планах было сходить в радиалку к Семи озерам. Но крутые тропы, ведущие к ним, местами глиняные, могли стать непролазными. Нам не рекомендовали лезть туда в дождь.
     За весь день мы сделали только 2 короткие вылазки по ближайшей округе: за лепешками и пр. вкусностями на гео-станцию, и на встречу с радистом «Высотника». Он нам передал инф-цию с базы, что они готовы взять нас на сплав, но на тех же условиях, что и раньше.
     Содержание ПРОБЛЕМЫ заключалось в следующем. В стоимость сплава, который нас интересовал, (Тюнгур-Чемал, 7 дн.) 13200 руб/чел, был включен трансфер Барнаул – Тюнгур, Чемал – Барнаул. Как мы поняли, стоимость этой услуги составляла примерно 3600 руб. Но ввиду того, что до Тюнгура и из Чемала нам ехать не надо было, мы попросили эту услугу исключить из стоимости. Кроме того, у нас было все собственное личное снаряжение, которое, обычно, выдает фирма-сплавщик.
С точки зрения обычного человека, требование вполне разумное и естественное, к тому же, никакой особой сложностью перерасчет не является. И поэтому, когда нам в очередной раз, за последние 2 месяца сказали, что сплав стоит 13200 и ЛенАльпТурс готов нас сплавить, мы подумали, что опять, после ночных переговоров в «Высотнике» кто-то что-то не правильно понял или не так передал. Но свою заинтересованность в мероприятии все же подтвердили. Хотя сейчас уже кажется, что наша неспособность принять реальность, какой маразматической она бы не была, тоже выглядит как-то нездорОво, не по-взрослому.
     Так мы и провели последний день на Аккеме: сходили на встречу с радистом, а потом сидели на месте, ели, пили, спали и ждали утра, чтобы уйти оттуда.

30 июля 2009
     Проснувшись, мы с удивлением увидели совершенно чистое небо и выползающее из-за горы солнышко.
     Наша решимость уйти ненадолго поколебалась… Но, покопавшись в себе, мы поняли, что сыты треккингом!!! А значит, пришло время уходить.
     Наш Проводник утверждал, что дорога вниз, до стоянки Три березы (преддверие перевала Кузуяк) – это 1 ходовой день. Проверено!
     Мы пошли… Весело, бодро… После переходов «от..» и до Томских стоянок лесные тропки казались прогулкой… до Трех Аккемских Прижимов (примерно половина пути), к которым мы подошли около 15 часов. На последнем комфортном привале, оценив свое физическое состояние как удовлетворительное, решили сделать обеденный часовой привал после Прижимов, надеясь пройти их за час.
     Но реальность опять все планы поломала. Мы шли 2 часа!!! А потом обнаружилось, что мест, приемлемых для стоянки, поблизости нет.
     Обед состоялся в районе 18 часов. Я начала сначала потихоньку, потом все громче роптать: группы, шедшие параллельно с нами, уже вставали на ночевку… Но ропот мой во внимание принят не был.
     Последние 3-4 км, сразу за серией крутых подъемов, началась незаурядная грязюка. Это было ужасно!!!
     Чтобы наша команда дошла еще до полуночи до стоянки, у меня практически в результате драки на тропе, отобрали рюк, чем унизили и разозлили просто до звездочек в глазах. Присутствовало все необходимое, чтобы бедная Oddity в очередной раз (2-й), была уработана до комы. Последние чувства в тот день – это острое желание поколотить любого, кто замечен в упертой и бестормозной целеустремленности, ненависть к Алтаю.
     Так или иначе, но около 21 часа мы были на месте. Опять, едва мы успели обустроиться, начался дождь. Но было уже все равно!!! Мы наконец-то сняли обувь, до самого верха заляпанную жидкой грязью, набили свои жилища пивом, купленным втридорога там же… День закончился совсем скоро.

31 июля 2009
     Задача дня – попасть в Тюнгур, в цивилизацию. Возможны 2 варианта решения проблемы: с утра выходить, и до вечера перевалить через перевал Кузуяк, и через деревню Кучерла – в Тюнгур.
     Второй: дождаться ГАЗа или трактора, и через 2,5 часа, за 400-500 руб./чел., высадиться у ворот «Высотника».
     Отгадайте, что мы выбрали….
     ГАЗ пришел в районе 20 часов. Мы едва успевали до темноты. А учитывая качество дороги – острых ощущений ожидалось достаточное количество. Но опять, реальность оказалась круче!!! Я такого страха ни на Чуе, ни в горах не испытывала!!!! То казалось, что мы назад перевернемся, залезая в гору, то вдруг те, кто сидел напротив, в течение 5 секунд оказывались под нами…. Жесть!!!!
     Приехали в поздних сумерках. Палатка ставилась при свете фонариков, в полной ночи.

1 августа 2009, 2 августа 2009, 3 августа 2009
     Стояние в палаточном лагере т/б «Высотник» на окраине с. Тюнгур. Основные занятия: решение бытовых и организационных проблем, прогулки-радиалки по окрестностям, ленивое загорание.

     К вечеру 3 августа, канун планировавшегося сплава, мы окончательно рассорились с «Высотником»,  выступающим официальным представителем турфирмы ЛенАльпТурс в переговорах с нами.
     У нас оставалась последняя надежда – встретиться непосредственно со сплавщиками и попытаться «договориться» неофициально.
     К ночи мы начали подозревать, что «вляпались». Насколько нам было известно, они должны были приехать накануне старта. Но никаких новых групп или собственно лодок-рафтов в ближайшей округе не появилось.
     Мы тихо впадали в панику. У нас 10 дней до поезда домой… Катунь в 10 метрах… А мы ничего не можем сделать.
     Рассматривался вариант уйти во 2-ю пешку. Но мы уже отправили почтой кое-какие полезные вещи, и успели обзавестись травмами, которые сделали бы мероприятие мучительным. Да и обидно было, что собранную не без труда водную снарягу придется домой вести, не попользовавшись и не обновив мою гидрашку.
     Оставалось только сказать: Утро вечера мудренее, и нырнуть в успокоительный сон.

4 августа 2009
     Едва осознав, что наступило утро, идет дождик, и вообще – сегодня решительный день, когда нужно действовать, захотелось опять уснуть…. крепко-крепко.
Но, деваться было некуда. Резкий выдох… Подъем!... За дела!!!!!
     Опять обежали округу. Попробовали что-то узнать у Высотниковских сплавщиков… Все глухо! Стоять там дальше не было никакого смысла. Либо сплав вообще не состоялся, либо они стартовали не с базы.
     У нас родился отчаянный план: переехать в район повышенной активности сплавщиков, на реку Чуя в район Чибита, и надеяться, что с кем-то договоримся, и все же поплаваем хоть немного.
     От Тюнгура до Чибита, по прямой, километров 70. Но это республика ГОРНЫЙ Алтай. Переброска возможна только по автодороге. А по дорогам – это 450 км. Но выбора у нас не было.
     Причем, местные таксисты быстро разузнали, что с нами и как… что ехать нам надо обязательно, и запросили максимальную цену: 7000. Торг и споры ни к чему не привели, и в 11 часов, мы выехали из Тюнгура.
     Замелькали городки: Усть-Кокса, Усть-Кан, Онгудай… еще какие-то. Я тогда еще практически не представляла карту. Постепенно начала появляться тревога: куда мы едем, как договоримся, с кем…
     Мне представлялось, что мы едем куда-то, типа «Высотника», где формируются команды, полно людей и рафтов… И представьте мой ужас, когда я увидела, что мы высадились на обычной стоянке проплывающих мимо групп, на диком лесном берегу!!! На противоположных концах огромной поляны стояло 2 лагеря рафтеров… и все!!!
     Но у них ведь уже полные команды!!!!!! Я была в панике и ужасе. Но старалась этого не показывать. Подписалась на авантюру – «держи лицо», Окс!!!
     День показался очень длинным. Хотелось опять скорей уснуть, чтоб сбежать из тяжкой ситуации неопределенности.
     Напились остатками тяжелых напитков из дома…и пали.

5 августа 2009
     Пробуждение опять было «с камнем на сердце». Но опять мысленно проговорив себе набор аргументов:
- я в отпуске – это хорошо,
- я на Алтае – это круто,
- компания приятная
- солнце светит, речка шумит
- голод не грозит,
- авантюрный поход – мой личный и осознанный выбор, --  а значит, буду наслаждаться природой и походом.
     После этого немного задышалось.
     Мы «стояли» в десятке метров от Чуйского тракта, на узкой полоске ровной земли, между крутым откосом горы и речкой Чуей. Чтобы соблюсти походный обычай, необходимо было куда-то пойти, что-то посмотреть. Возможный объект для осмотра, в пределах пешеходной досягаемости, был только 1 – порог Бегемот. Но до него – 500 метров, а день дли-и-нный… Пока я тянула время, занимаясь мелкими бытовыми делами, к нам подошел сосед из группы, стоящей неподалеку, с просьбой присмотреть за лагерем, пока он посмотрит, как их команда пройдет порог.
     Несмотря на привычные одергивания, я начала активно его расспрашивать, что-как-почему, постепенно перейдя к «а почему бы не…»
     В итоге, мы узнали, что эта группа – коммерческий сплав, который проводит турфирма из Горноалтайска «Точка экстрима», что группа, в основном, из питерцев и москвичей и что теоретически, возможно, что они смогут взять нас с собой!!!! Я была в полном восторге!!!
     Мы все вместе сходили посмотреть на успешное прохождение порога. И спустя час, руководитель сплава согласился принять нас в их ряды. Сплав и транспорт, на следующие 4 дня, до устья Катуни, обошелся нам в 2700 руб. на человека.
     В тот же день, немного отдохнув, 2 инструктора и водитель, загрузив рафт на уазик, вместе с нами поднялись вверх по реке на 20 км, и сплавили нас до Бегемота, и по порогу.
     Так я впервые оказалась рядом с рафтом, и на его борту. После катамарана, мне было страшновато. Казалось, что держась одними ступнями, вылетать за борт будем на каждом валу. К тому же, грести только вперед, когда скажут, казалось дико. Не сразу поняв разделение обязанностей, я заработала гневный окрик инструктора: «Давайте рафтом я управлять буду, а вы грести, когда команда будет!!!!» Выяснилось, что и гребцы мы хилые, чем еще больше, наверное, раздражали командира.
Но, в общем и среднем, все эти дни нам было хорошо в их обществе. «Слиться с коллективом» как-то не получилось, но и взаимных претензий, насколько я могу судить, не было.

Порог Бегемот
     Прохождение этого порога - одно из 2-х (первое – нечаянное восхождение на Делоне), вызвавшее самые бурные эмоции и радость, приключение за весь поход.
Сначала, даже не владея спец. терминологией, попробую описать сам порог.
     В этом месте, ширина реки ок. 10 метров. Течет между каменистых стенок. Поперек русла – от берега до берега, слив, высотой ок. 1 м. Через 10 метров после слива, река делает плавный зигзаг влево, огибая скалу. Тут же начинается недлинная, но довольно серьезная шивера.
     Метрах в трех от правого берега, на самом гребне слива, стоит утес-«утюг» с плоской вершиной, выступающий из воды см. на 30. Он делит основной поток на 2 струи: левую и правую.
     Левая получается почти прямой, а узкая правая – падает вниз, образуется бочка, вылетая из которой, вода ударяется в скалу, и далее несется прижимом почти перпендикулярно берегу к основному руслу (левой струе).
     Естественно, все кто не ищет острых ощущений идут по левой струе. Не исключение и наша основная группа, которая успешно и легко прошла Бегемот.

     Когда нас сплавляли, мы сидели на носу. Я справа. Наш рафт, естественно, тоже собирался идти слева, но что-то пошло не так, и нас понесло направо. Видимо, инструктора до последнего пытались его направить по привычному маршруту, и в итоге, вышло ни то - ни то….
     Рафт налетел на "утюг" левой стороной носовой части и частично застрял на нем. Поток продолжил тащить его вперед. В результате, я оказалась на самом «острие». Нам еще повезло, что струя узкая, и рафт не смог бы развернуться перпендикулирно потоку. Случись так, он бы пошел бортом вперед и мы бы просто все вылетели из него точно в «бочку». Рафт выехал под небольшим углом над сливом вперед и завис на 2-3 секунды. Я глянула перед собой и увидела черный провал уже даже не ПОД собой, а почти «ПЕРЕД». Я успела только подумать, что-то типа: «Ты этого добивалась?! Получила…..» И рафт полетел вниз. Вода была везде перед глазами, но ощущения что она меня «поглотила» не было. Может это и есть разряженные вода и воздух?! Была мощная тряска. Казалось, рафт сложился пополам. Я почувствовала, что сзади на меня валятся люди, крики. Когда я обернулась назад, рафта было не видно, вокруг везде бурлила вода, и никто не сидел на своем месте – полная свалка. А из-за борта торчит голова девушки. Инструктор начал ее втягивать внутрь.
     Прижим мы, похоже, проскочили на отбивной волне, потому что об скалу нас точно не стукало.
     Руковод прокричал – ГРЕБЁМ!!! Мы кое-как начали грести. Но к тому моменту уже поняли, что все позади. Мы живы, и мы прошли этот порог. Дальше все казалось мелочью.
     Только уже после финиша, переодевшись и успокоившись, я снова побежала смотреть этот порог. Оказалось, что и после этого слива речка «веселится» вовсю… Но после первой, не запланированной «бочки», похоже, мы даже не заметили несколько лишних валов, прошедших через лодку, а река обнесла нас мимо утесов, торчащих тут и там, пока мы приходили в себя.
     Так я побывала на первом в своей жизни пороге.


Уже после написания Дневника, ко мне попал ролик с нашим прохождением этого порога. Как обычно, со стороны все выглядит несколько иначе. Но теперь уже не поймешь, где самая-самая правдивая версия. Оцените, просмотрев этот ролик!!!!!!  Большое спасибо автору ролика - жителю Тюмени - Ренату!!!!!!

     Вечером мы приняли участие в обильном и затяжном праздничном застолье по поводу начала сплава. Ввиду того, что с ними шел целый уазик сопровождения, их меню нас слегка потрясло разнообразием и обильностью. Мы вдруг поняли, что несмотря на то, что голода в предыдущие 2 недели мы не испытывали, устали от несколько однообразной, и чересчур рациональной пищи. Это был праздник обжорства!!!
     На следующий день, по нашей просьбе, наш первый знакомец (водитель) переговорил с руководителем, и нас, за 750 руб./чел, приняли на довольствие до конца сплава. Как приятно было на оставшиеся 3 дня ни о чем не заботиться!!!!

6 августа 2009
     После долгих похмельных сборов, около полудня, мы сдвинулись с места. Уазик – по Чуйскому тракту, вдоль реки, катамаран страховки и рафт – по реке.
     Мы плыли 3 часа в тот день. Никаких сильных порогов не было. Только в рабочем режиме прошли Слаломный. Но нам тогда показалось, что это просто большая шивера.
     Вскоре, после прохождения приметной скалы Белого Бома (Белый Камень), мы встали на стоянку. Но сидеть на месте с 16 часов до ночи, было непривычно и неинтересно, поэтому мы обошли округу – типа, радиалка.
     Там же, инструкторы предложили купить вскладчину барашка на шашлык и др. Его привезли к нам живым!!!! Водитель и руководитель сплава отъехали на полкилометра, и там его убили и распотрошили. В тот вечер мы ели шурпу.

7 августа 2009
     Это был длинный день!!! Нас заранее предупредили, что предстоят 2 порога: Турбина и Горизонт. Инструктора не пугали нас, но каждый раз подчеркивали – пороги серьезные!! Есть вероятность, что Горизонт придется обносить, так как вода идет высокая.
     До порогов 2,5 чеса по реке, или значительно меньше на авто. Инструктора предложили проехать до порогов. Но почтенная публика предпочла путь на рафте: «Зачем мы сюда приехали, в конце-концов!?»
     Ничего особо примечательного за 3 (!) часа первого этапа пути не произошло, кроме….
а) НАШЕМУ главному воднику-проводнику-автору идеи Чуи, посчастливилось провести это время на ненагруженном кате-двойке, наслаждаясь прыжками на бесконечных Чуйских валах,
б) понаблюдать, как рядом идут катамараны походного сплава. Разница заметная!!!
в) Развлекались, глядя на игрушечные сражения между катами, населенными молодняком…
     Порог «Турбина» (Турбинный), меня немного напугал своим видом и грохотом.           Сначала мы все вышли на его осмотр. На небольшой скале стояли и чесали затылки десяток наших людей, и примерно столько же – катамаранщиков. Кто же пойдет первым?
     Первой прошла наша двоечка страховки, вскоре за ней – рафт с основной группой. Все благополучно.
     Потом рафт загрузили на уазик, сели 2 инструктора и нас двое, и поехали вверх по течению. Повторить прохождение никто из основной группы не захотел. Всем хватило!
     Перед стартом на нас слегка «наехали», на тему «рафт – не кат, греби лучше!». Я расстроилась и обиделась слегка… Но все – к лучшему!!! Я так старалась грести хорошо, что ничего кроме весла не увидела: ну трясло немного, ну валы, вроде, накрывали…. а я все гребла, до острой боли в ключицах, стараясь не останавливаться ни на секунду… Так это было!!!!
     Потом поняла, что мы на ровной воде подгребаем к берегу…
     Я была довольна собой, так как знала, что больше сделанного я не могу уже из себя выжать, поэтому осмелилась спросить у руководителя (кстати, это парень 23-25 лет): «Ну, как мы прошли?» Он буркнул, глядя в сторону: «Прошли хорошо! А гребли – плохо!» Мне захотелось заплакать… Но, выше головы не прыгнешь!
     У меня еще тряслись коленки от стресса и напряжения на Турбине, а нас уже быстро повели в горку на осмотр Горизонта.
     Когда мы на него посмотрели сверху (он находится в узком ущелье), две девушки сразу отказались идти. Некоторые парни тоже заколебались… И я после Турбины, будучи в полном расстройстве, решила отказаться. Но тогда получалось, что не набирается полный экипаж. Меня пристыдили.
     Но мне и вправду было страшно туда лезть!!!!! Я согласилась.
     Река на пороге делает поворот влево, т. е. очень хорошо надо грести правому борту. Поэтому, нас посадили на левый. Я была совершенно уничтожена. Если все обстояло с греблей на правом так плохо, как утверждал инструктор, то на левом, я с точно таким же успехом могла вообще не грести. Это не моя сторона!!! Но руковод это даже не стал обсуждать, а резко сказал, что будет только так, и никак иначе!
     "Горизонт" пролетел мимо, точно так же, как Турбина. Я только гребла, стараясь попасть веслом в воду, а не в пустоту между валами. Экипаж радовался и ликовал, когда порог остался позади. А мне уже было все равно. Мне хотелось домой.
     Дальше – финишная прямая до устья Катуни. Считается, что там уже прогулочный отрезок. Но, там такие полосы валов, «мама не горюй!» Еще пришлось несколько раз в полную силу веслами поработать.
     Но, вот мы пересекли вполне четкую линию соприкосновения серых мутных вод Чуи и бирюзовых Катунских. Сплав завершился.
     После того, как на песчаном бережку, под палящим солнцем, все вещи были собраны, весь «колхоз» переехал в устье Ильгуменя. Там мы доедали нашего барашка, в виде шашлыка. На недальней базе была баня – событие редкое, но желанное, радостное и полезное.

8 августа 2009
     Утром нам сообщили, что в связи с тех. проблемами у уазика, они не смогут выполнить обещанную нам переброску до Усть-Семы. «Приятно было познакомиться, но дальше – сами!»
     Мы сложили свои пожитки и ушли, а группа продолжила собираться – у них это занятие дооолгое!!!
     Мы вышли на трассу, надеясь поймать какой-нибудь транспорт, чтобы переехать в городок Чемал, где планировалось закончить поход. В нашем бюджете на этот переезд было заложено2-3 тысячи и 6 часов пути. На наши сигналы откликнулся сравнительно небольшой зеленый туристический автобус с надписью «Змеиногорск» на лобовом стекле. Оказалось, что он едет порожняком на свою базу, в деревню Катунь (20 км от Чемала). Пожилой водитель попросил с нас 500 руб!!!! Мы были приятно потрясены такой удачей!!!
     Дорога получилось очень приятной. Водитель, пересказывал нам истории, услышанные от экскурсоводов. Кроме прочего, он меня ошарашил рассказами по истории своего родного городка – Змеиногорска. Оказывается, он основан в начале 18 века и являлся частью империи Демидовых, как рабочий поселок при нескольких серебряных рудниках. И все общеизвестные истории, про затопление подвалов с крепостными, и про корзину с незаконными серебряными рублями, приписывают именно своему городку. Про то, что Екатеринбург-Свердловск существует, они конечно знают, но что он находится на Уральских горах, и что столица Демидовской вотчины была в наших краях, для него было новостью, причем, совсем не интересной.
Нас высадили на остановке рейсового автобуса, и через полчаса мы прибыли в городок Чемал.
     По плану, мы должны были встать на стоянку в районе Чемальской ГЭС, там где в Катунь впадает река Чемал. От автостанции нам пришлось пройти через весь городок, потом по крутой тропе, примерно километр, карабкаться до слива с плотины. И жара стояла неслабая.
     Но все это с лихвой окупилось тем, что нас ждало в конце!!! Мы прошли туристическую прогулочную зону, потом полосу стоянок авто-алко-туристов, и у самой Катуни обнаружили чудесную заводь с песчаным пляжем!!! Место красивое и более или менее спокойное.
     Наш последний палаточный лагерь был на песке.

9 августа 2009

     Стояла настоящая летняя жара! Мы просто гуляли по Чемалу. Интересовались, какие блага может нам подарить местная курортная цивилизация: продукты, связь, гостиничный сервис, почта, развлечения.
     В тот вечер мы опробовали мото-рафтинг по Катуни. Не сочтите меня высокомерной, но это развлечение для полных лохов. Хотя, на жаре и не имея возможности «замутить» что-нибудь более существенное, это 15-минутное развлечение все же утешает. (400 руб/чел)

10 августа 2009

     Погода опять начала портиться. От удивлявшей жары, в течении 3 дней подряд, она вернулась в свое обычное состояние в этом году, если не дождь весь день, то переменчивость, со скоростью «5 раз на дню» из одной крайности, в другую.
Видимо из-за жары, Катунь начала «отступать», и наша заводь прямо на глазах превращалась в лужи.
     Посетив накануне гостиницу, где мы планировали провести последние дни, чтоб привести себя в порядок перед отъездом, в это пасмурное утро мы решили не тянуть, а сразу переместиться «под крышу», на оставшиеся 3 суток.
     Оказалось, что гостиница является подразделением турфирмы, занимающейся и коммерческими 3-х часовыми сплавами по порогам Тигдельпени. (800 руб/чел): 1 час – заброска вверх по течению, 2 часа сплав на рафте, доставка обратно в Чемал.
Это мероприятие получилось веселым.
     Сплавляют, обычно, столько людей, сколько наберется. В нашем случае – 12. И это при том, что рафт – стандартный!!! Т. е. нормальный экипаж для него: 6 гребцов + 1 или 2 инструктора.
     Ввиду того, что гидрокостюмы предоставляются ими за доп. плату – 150 руб., как правило, их не берут, надеясь на жаркую погоду. В результате, после 2-х часов сплава, половина команды имеет синюшный вид. Кроме того, ради съемки и чтоб участникам было чем гордиться, был устроен искусственный полу-переворот на одиночной «бочке» - у нас смыло 1 борт и часть сидящих «пассажиров». Реальной опасности жизни не было абсолютно, но это Катунь, в которой вода не прогревается выше 13 градусов!!! Еще меня смутило, что в кач-ве «держалок» на дне рафта были просто натянутые веревки, которые, конечно же, не позволяли «жестко» зафиксироваться.
     Но зато, инструктор-сплавщик с нами очень здОрово общался, выступая еще и в роли экскурсовода. Слушать его было приятно и интересно.
     Собственно пороги, конечно, были пройдены благополучно, без особого экстрима. К тому же, и уровень воды после 4 дней жары заметно упал не только в нашей заводи, но и в основном русле Катуни. Для меня было удивительно, что река так заметно и резко реагирует на перемены погоды.
     И все было бы чудесно, но в тот вечер в нашей маленькой компании закончилось здоровье у Проводника. У меня появилась возможность попрактиковаться в еще 1 новой специальности (1-я – Повар) – Лекаря. Судя по тому, что к норме пациент вернулся только через 3-4 дня (т. е. уже в поезде), похоже, что моя помощь была не слишком действенной, и все прошло «своим ходом»

11 августа 2009, 12 августа 2009
     Погода стала дождливой. Мы порадовались, что не сидим в палатке на песчаном берегу. В поселке начались отключения электричества, что парализовало работу таких контор, как почта и библиотека.
     Мы выловили момент, когда почта работала, и отправили водную снарягу домой.
После этого у нас остались только неплотно набитые рюкзаки.

13 августа 2009
     Около 9 утра, на рейсовом автобусе уехали в Бийск. В 13.30 отошел наш поезд Бийск-Барнаул-Москва.
     На 2-х часовой стоянке в Барнауле мы успели дойти до парка и прокатиться на Колесе Обозрения, стоящем на горе.
14 августа 2009
Около 2-х часов ночи мы прибыли в Екатеринбург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий