Поиск по этому блогу

четверг, 11 марта 2010 г.

Киндерлинская пещера. Март-2010

Большая Пещера
На 8-е Марта, в качестве подарка, я получила потрясающее путешествие в Киндерлинскую пещеру.Полная фотоколлекция лежит неподалёку
Таких мест в России - раз-два... и обчелся!!! Это было так.....
Выехали мы в 21:10, в пятницу, 5 марта. Нас было 16 человек: 5 женщин, 1 ребенок, 10 мужчин. Машина – бааальшая Газель, 20-тиместная. Дорога заняла 12 часов: Екатеринбург – Златоуст – Уфа – деревня около…
Позавтракали на льду реки Зилим, у моста. Роман нашел в деревне аборигена с лошадью. На дровни сложили рюки, и прогулочным порядком отправились к пещере… Кайф!!!

Поставили лагерь, запасли дрова на ночь. Вокруг полным полно мокрого снега по колено, и выше…

В 16 часов, 6 марта, мы пошли в первую радиалку в пещеру.
Пещера Киндерлинская им. 30-летия Победы (или просто - Победа) находится в Гафурийском районе Республики Башкортостан, в 5,0 км к востоку от д. Таш-Асты, в пределах передовых низкогорных хребтов Южного Урала. Это многоярусная система галерей, коридоров и ходов ССВ и СЗЗ простирания. В привходовой части находится самый протяженный в пещерах Башкирии ледник. Пещера развита по тектоническим трещинам широтного и меридионального простирания в моноклинально залегающих толстослоистых известняках фаменского яруса верхнего девона (D3fm), падающих на запад под углом 80. Располагается пещера верхней части правого склона долины р. Киндерли (левый приток р. Зилим), в её устьевой части. Заложена в серых и тёмно-серых, прослоями – битуминозных, известняках верхнего девона и располагается на восточном крыле Ташастинской синклинали. Азимут и угол падания известняков соответственно 2700 и 80. Представляет собой наклонно-горизонтальную систему галерей и ходов север-северо-восточного и запад-северо-западного направлений, образовавшихся на четырёх гипсометрических уровнях. Современные водотоки в пещере направлены по падению известняков – с востока на запад. Пещера богата натечными образованиями. В привходовой части имеется ледник площадью 720 м2 и мощностью до 8 м. Общая протяженность пещеры 7900 м.

С первых же шагов я начала впадать в легкую панику. Путь начинается с длинного спуска по леднику. Началось у меня с падений, срочной замены батареек, и сразу же легкого шока от размеров пещеры.
Мы шли тремя пятерками.
Первая – самая сильная, «разведчики-первопроходцы» - руководитель -  Роман.
Вторая – сборная – руководитель – Паша. В этой пятерке был наш героический восьмилетний малёк – Гриша со взрослым братом.
Третья пятерка, моя – последняя: Александр – скалолаз, турист с большим стажем, Наташа и Денис – бывалые туристы, Андрей – молодой и здоровый парень, с минимальным тур. опытом.

Вокруг все было так непривычно, что возник страх потеряться. Мы были одни и мне положено было идти впереди. Я уверенно топала, потому что убеждала себя, что Руководитель, Роман, прав, и тут свернуть некуда… если не лезть в тесные норы. Типа, «основной тракт приведет вас куда надо». Но все равно было немного неуютно… и это состояние у меня до конца прошло, только когда мы вышли на поверхность.
После шаткой приставной лестницы, подъему по веревке, извилистому тесному шкуродеру, подъему на небольшой курумник, перед нами возник грот Лагерный. Это место, где стоят лагерем спелеологи (с десяток палаток) не выходящие на поверхность по несколько дней!!! Это преимущественно жители Башкирии: Уфа, Стерлитамак, Салават. Мы для них как иностранцы – редкие гости. Они на нас смотрели и ухмылялись: чайников-то, чайников!!!
Сразу за Лагерем – отвесный спуск, 12 метров – на восьмерке. В первый раз, когда больше половины команды впервые одевали системы, мы провозились больше часа.

Потом были бесконечные шкуродеры, курумники, мокро-глиняные крутые переходы, в которых мы поскальзывались, плюхались в чачу… Пройти 5 метров по гладкому и твердому полу во весь рост, казалось почти блаженством!!! Но, что было приятно, мы уже не оставались надолго совсем одни: где-то впереди почти все время маячили фонарики 2-й тройки, Паши Добряка. В ней был главный фотограф, поэтому они периодически застревали на долгие фотосессии. Я много интересного там увидела.

Довольно быстро бросили попытки самостоятельно отслеживать путь по выданной карте. Карта пещеры - вещь непривычная. Вполне реально, мне кажется, с ней разобраться, но на это нужно время, возможность потоптаться туда-сюда с компасом. В условиях бега по очень пересеченной «местности», это не очень реально. По крайней мере, мне не удалось.
Досаждала жара. Мы в первый день оделись слишком тепло. Все, что могли, сняли по пути :о))
Все время, после каждого поворота или устья лаза – сюрпризы, то невероятно красивые натеки, то огромные залы, каких мы в жизни не видывали, то крутые подъемы, уходящие куда-то под потолок.

В зале Атлантов – самые настоящие готические стены, уходящие в темную высоту, куда не достает луч фонаря, правильной формы сводчатые коридоры и нагромождения каменных цветов. Просто невероятно, что все это творения природы, а не искусных скульпторов.

Выбрались на поверхность в 22 часа. Было довольно холодно. Ужин как-то быстро приготовился. Съели его в шатре: в тепле и с комфортом. После бессонной ночи и лагерно-дровяных работ + первое знакомство с Пещерой, все были возбуждены, но и вымотаны.
Всю ночь, когда за стенами палатки была отрицательная температура, мы изнывали от жары. В эту ночь у печки дежурила наша половина: 8 чел по часу.

В субботу, 7 марта, около 10 утра, мы ушли в большую вылазку… Она длилась, в итоге, 14 часов. Сидя дома, изучая карту, становится страшно, как много мы прошли!!! У спелеологов, по словам Романа, принято «рабочий день» ограничивать 8 часами. В крайнем случае – до 12 часов. Но, раз уж мы так далеко от дома забрались, хотелось взять от этого визита максимум.

В районе 14-15 часов, меня одолела настоящая истерика… я не знала куда деваться… все сошлось в одной точке, наверное: усталость, выматывающая неуверенность, немного, наверное, клаустрофобия – невозможность «вариантов» - «Только вперед!!!!». Слезы душили. Притом, нельзя было показывать слабость. Только и оставалось – найти «нору», отдышаться, тихонько отстонаться – и, обратно «одев лицо», дальше исполнять роль руковода – «де-юре». Жуткий час. Периодически звучала шутка: «А куда вы денетесь с подводной лодки?»

Это место, где меня «прибило», а потом отпустило, назывался Каминный зал – одно из самых красивых мест в Пещере. Там долго и вдохновенно фотографировали. Обедали. Опробовали горелку с котелочком, уже в реальном походе. Рома поставил горелке «5». Приятно было!

Тот день запомнился как очень сложный технически: опять курумы, подъемы в совершенно вертикальные 3-5 метровые колодцы, на «распорках» - только сила рук и ног. Слегка наклонные, почти вертикальные, а то и с отрицательными углами спуски, с прыжками в никуда и обещанием, что внизу страхуют. Глиняные откосы неизвестно куда уходящие, а мы – вдоль стенки, шажок за шажком, цепляясь ботинками за какие-то мелкие пупырышки, и руками – за почти гладкие тонкие и острые слои пород… Жжжжесть!!! Ну и шкуродеры, конечно, периодически: на животе или спине, толкая перед собой или за собой рюк.

Считается, или декларируется в турклубе, что туристы – существа бесполые. Я не спорю с теми, кто так говорит. Но никак не могу с этим согласиться!!! Рада и очень ценю, что мои товарищи по пятерке в этом походе, похоже, тоже не считали грехом лишний раз подать руку, подтолкнуть ногу меньшего чем у них размера и силы, поддержать теплым словом…
Роман со-товарищи исполнял там захватывающие скалолазные трюки без страховки, чтобы для всех остальных были перила. Я знала, что они скалолазы неплохие, но тут еще и смелость нужна не слабая: не всегда известно, что там ждет в темноте.
Все не описать!!!!
Потом было озеро, около 100 метров длиной. Глубина – чуть выше колена и мутная глинистая вода, скрывающая дно.

За ним – 2 грота: Шоколадка (дно, как будто, из плиток) и Ручейный ход, за которым еще есть грот с 2-х метровым водопадом (до него я не дошла, «застряв» в сталактитовых переходах). Эта часть пещеры насыщена вязкими глинистыми участками, но и множеством разнообразных диковинок.

После этого начался путь «домой». Он занял часа 3. Несмотря на то, что большинство «трудностей» это были подъемы, почему-то казалось менее страшно. Вверх, все-таки, легче идти – уверенности больше. Да и к дому бежалось веселей.
Малек Гриша, после озера, на каждом привале просто ложился и засыпал. Его ставили на ноги и потреся немного, отправляли дальше. И он шел и шел. Казалось иногда, что ему хочется плакать, но ни одной слезинки мы не видели и почти не слышали голоса. Молчун!
Выбрались мы из пещеры около полуночи. Когда проходили через Лагерный грот, отношение к нам ощутимо поменялось. Пещерные аборигены оценили: обычно, в Ручейный грот ходят на 2 дня, да к тому же, толпу «НЕ-профи» до туда дотащить считается малореальным. А тут… Гляньте-ка, идут чуть не с песнЯми. Герои, блин…. Ессно, слава «Уральских троп» чуть расширилась, в частности на Башкирию.

В тот вечер нас, женскую треть команды, поздравляли с праздником. Очень трогательно. Нам изготовили из полуфабрикатов тортик с фруктами!!! Рома про каждую из 5 сказал «доброе слово». Это было приятно!

Отбой - около 3 часов ночи. Ввиду того, что Роман был счастлив, что опять удалось осуществить незаурядную задумку, было объявлено, что на следующий день – полная «демократия»: в пещеру идут только те, кто сам захочет. По плану, обследование ледника на входе: спуск в шахту, прогулки по нижним гротам и молниеносная радиалка в Хлеборезку (система узких переходов в центре пещеры)
Я сказала себе и окружающим, что сыта пещерой! Вечером я была совершенно в этом уверена.
Когда наступило утро 8 марта, умывшись и погуляв по округе, я поняла, что не хочу сидеть 5 часов в душном шатре. Быстренько переоделась, и побежала в пещеру. Подъем к ней – метров 50, уклон – 40 градусов. Бррр!!!
Ледник оказался просто чудом. Но, как назло, у меня скончались аккумуляторы в фотике. Прямо горе!!!!

Теперь с нетерпением ждем результаты замысловатых многочисленных фото-сессий Романа и Фотографа. Даже не могу представить, какие там шедевры!!!!
Спуск в ледник – огромная полая сосулька, около метра в диаметре и 4 м высотой, с трещинами внизу, через которые из нее выпазят в огромный двухзальный грот в теле синего ледника. Это просто страна чудес!!!
Если бы я не промерзла там, просидела бы все 2 часа… Но пришлось спасаться бегством в кошках - 6 метров по вертикали, на жумаре. Тоже кайф!!!
В 14:30 нас должна была встретить лошадь. Но она не пришла. В итоге, мы с тяжелющими рюками пошли по руслу к деревне, месту встречи с Газелькой. Вскоре началась метель. Ветер пихал то вбок, то в спину, то в лицо. Было жарко идти, но раздеться невозможно – в открытые участки кожи впивались сумасшедшие снежинки. Сурово!!!
В 16 часов мы уже выехали на Газельке с выбитым задним окном :о))) Забили его пенкой и рюками. Обратный путь занял 14 часов. Спасть почти не удавалось. Неудобно и, вначале жарко было, позже – дубак!!!
Дома я была в 5:30.
Вот так, кратенько, прошли эти 3-е суток: сутки в машине, сутки – под землей, сутки на все остальное.