Поиск по этому блогу

пятница, 3 сентября 2010 г.

Байкальская одиссея. Ч. 2
28.07. 2-й день похода

Закладка катамаранов, водного снаряжения и продуктов на курорте Хакусы. Начало пешеходной части путешествия по Баргузинскому хребту
Бухта Хакусы – бухта Аяя – озеро Фролиха. Путь от Хакусов до бухты Аяя идет по тропе вдоль побережья Байкала, дальше тропа пересекает водораздел и выходит к озеру Фролиха.
По пути возможна рыбалка в Байкале и в устьях впадающих в него речек.


Путь: 21 км. Высоты: +120 м.; -50 м.

После завтрака в Хакусах должно было быть сделано следующее:
загрузить на 1 катамаран все рюкзаки, готовые к пешке, и в составе: командир, дамы, второй капитан и видеооператор, из бухты Хакусы, вдоль берега переплыть в бухту Аяя. Там выгрузить вещи и Константину с Олегом вернуться обратно, чтоб перегнать на стоянку уже оба катамарана.
После этого, вся группа налегке, по прибрежной тропе идет в бухту Аяя (15 км). Пообедав заблаговременно приготовленной дамами пищей, предстояло продолжить путь уже в леса, через небольшой перевальчик к озеру Фролиха (5-6 км)
Таков был план. И так все и было исполнено, в общих чертах.



Первым делом, после прибытия, были урегулированы отношения с «местными властями». Эта территория, как и озеро Фролиха, находится под юрисдикцией Баргузинского заповедника. Едва мы сошли на берег, как с нас затребовали разрешение и «дань по прейскуранту».
С документами у нас все было нормально, "взнос на развитие" заплатили безропотно, все остались довольны друг другом.
    
После отплытия катамарана, оставившего нас троих в Аяе (Окс, Татьяна, Миша), мы обнаружили, что нашу главную миссию нам легко и просто исполнить не удастся!!! В багаже не оказалось котлов!!! Мы были в тихом ужасе, так как опасались, что рассеянный Маленький Андрей отправил их в «водный багаж». Само собой, выдвигаться в путь без котлов – совершенно невозможно. Если бы наши опасения оправдались, это было бы чревато для кого-то лишним забегом в 30 км и неприятным сдвигом графика. В итоге, всё обошлось. Недоразумение было вовремя замечено и котлы доставлены по суше.
Но, что же было делать нам? Потерять лишний час на приготовление обеда было крайне нежелательно – день был итак плотно расписан до темноты.
Пока мы вынуждены были заниматься «шмоном» рюкзаков, в надежде все ж обнаружить котлы, Миша отправился на рыбалку, восстанавливать душевное равновесие. Вернулся он неожиданно быстро, смеющийся и совершенно удовлетворенный уловом.
Такая с ним история приключилась. Проходящие по берегу мужчины, сказали, что у мостика небольшой речки неподалеку, в воде спит здоровый налим. Миша отправился посмотреть и попытать счастья.
И вправду, лежит. Миша честно сует ему под нос блесну. Реакции – ноль. Повторил операцию. Опять ничего. Да ну его!!!! Брюки скидываются, спуск в воду по пояс, и вот – налим в руках!!! Поздно, голубчик, дергаться!!! Проспал свободу… и жизнь!
Этой рыбины хватило, чтоб попробовали все десять человек. Он длиной был более полуметра!!!

    
А пока наш предводитель охотился на налима, мы закончили осмотр имеющегося имущества. В нашем распоряжении оказалась коптильня – железный короб с решеткой внутри и крышкой. Нашлись масло и манка. В итоге… мы сварганили полноценный обед, состоящий из 2-х блюд: суп в коптильне, жаренная на крышке рыба. Вкуснотища!!! Все были очень довольны, включая нас (собой).
    
После бурного и эмоционального обеда и последних сборов, мы, наконец, начали поход, покинув на 2 недели байкальский берег. В тот день испортилась погода. Моросил дождик и с Байкала, нам в спину, дул злой порывистый ветер, как хозяин дома, отправляющий в путь загостившихся визитеров. Пора!!!
Предстоящее страшит. Говорю себе: «Все решения уже давно приняты, мы далеко забрались от дома. Теперь только вперед!» Но первые шаги по тропе все ж взвихрили в голове панические мысли. Что нас ждет? 2 недели невесть где ходить!!! Неужели я смогу с таким рюком лезть в гору?! Ой, мамочки… что ж я наделала?!
Константин все время радостно запугивает «пампасингом» (от «пампасы» - глухие, труднопроходимые и «запущенные» места, редко посещаемые людьми)
Сразу начался набор высоты. Довольно круто, но расстояние небольшое. После прохождения первого километра дело пошло всё веселей и веселей, несмотря на полчища комаров. Из рюков вынырнули накомарники и мази. Полегчало.
К тому же, новенький накомарник похож на шляпу с таинственной черной вуалью. Где я еще смогу в такой походить? ;-)
Далее, никаких особых проблем уже не было. До самого озера летелось «на одном дыхании».
           
К 18 часам мы вывалились из леса на берег озера, на территорию стационарного палаточного лагеря. Пообщались с «настоятелем», на тему – «Хто такие и зачем тут?». Предъявили свои «охранные грамоты» от администрации заповедника, договорились за 500 руб о переброске на противоположный берег озера 10 человек с рюками, на весельном катамаране. В две ходки нас переправил хозяин с мальчиком-сыном.
    
Казалось, длинный день позади. Вот сейчас мы отдохнем.
Нее!!! Начался забег по берегу озера: мыс за мысом; то болото, то песок, то камни, то кусты до самой воды. И в ушах стоит неумолчное гудение комаров. У меня периодически рефлекторно вырывался «скрежет зубовный», когда обогнув очередной мыс с надеждой, что за ним лагерь, в вечернем мареве видишь вдалеке яркие накидки на рюки, как искорки, не острие следующего мыса, отделенного от меня полукружием бухты… первая, вторая, третья…. Потом перестали считать, и просто пошли, уже не спеша и не догоняя. Просто получали удовольствие от сущего и от разговоров с еще едва знакомыми товарищами по походу.
«Долго ли, коротко ли», но и тот путь закончился лагерем. Большинство сразу окунулось в озеро, о чем мечталось уже несколько часов.
Это был наш первый настоящий походный вечер и «кука»* на ужин. Тепло, весело, душевно.
--------------
* Кука – разведенный до крепости водки этиловый (медицинский) спирт. Обычно, употребляется на ужин. В нашем случае, стандартная суточная норма: 1 литр на 8,5 человек (Среди нас был 1 непьющий вообще, и один очень мало пьющий).

29.07. 3-й день похода
Днёвка на озере Фролиха. Купание в озере, рыбалка
Ленивый и приятный, хотя и пасмурный день на озере. Подсушка вещей и продолжение адаптации к походной жизни. Хотя, по большому счету, я и сама не заметила, когда перестала жизнь в палатке воспринимать как экстрим, как-то и когда-то незаметно это произошло.
Другое дело, «притирка» к незнакомой команде. Она совсем-совсем иная, нежели турклубовская (в редакции руководителей клуба). Не могу сказать, что всё было легко и просто. Но как бы ни было, а месяц прожить надо.
С первого дня, до конца пешки, мы жили в 2-х четырехместных палатках, в каждой по 5 чел.
Население нашей палатки: Константин, Большой Андрей, Таня с Мишей и я, посередке.
Вторая, развеселая палатка: питерцы Лёва, Степа и Андрюша + Олег с Сергеем. В самом начале пути, кому-то пришло в голову, что если сложить первые буквы имен большинства жильцов этой палатки, получается слово «САЛО». Так они периодически и величались: «Эй! Палатка САЛО!»

Хотелось бы особо отметить. Благодаря силе и опыту Большого Андрея, у которого в рюкзаке жил наш домик, наша палатка оказывалась установленной/сложенной как сама собой и моментально! Часто, еще до нашего прихода в лагерь и когда еще до окончания утренних сборов было далеко. Когда удавалось, старались помогать, но основная заслуга в том, что у нас всегда вовремя была крыша над головой – Андрея, при помощи Кости. Очень ценю. Спасибо большое!!!
    

В тот день у нас был первый рыбный день: уха, рыба г/к, рыба жареная.
    
С рыбалкой ситуация не совсем ясная для меня. С одной стороны, озеро заповедное и все виды добычи птиц, зверья и рыбы там запрещены. С другой стороны, если не наглеть – на это смотрят сквозь пальцы. На всякий случай, мы старались не «светиться» и при приближении чужих (по воде или по суше) убирать рыболовные снасти с глаз.
    
Прогулка Константина по окрестному лесу с целью знакомства с местной фауной, оказалась бесплодной: пригодного в пищу зверья и птицы увидеть не удалось. Видимо, постоянное пребывание людей в тех местах распугало зверье.
Через наш лагерь, по берегу озера, проходила туда-обратно группа туристов, по совместительству орнитологов. Их сопровождали представители турфирмы, помогающей организовывать подобные посещения. Как мы поняли, они живут тут все лето, принимая то ученых, то изотериков, то просто отдыхающих.
В хозяйстве гостеприимных обитателей летней Фролихи, кроме прочих плавсредств (весельного катамарана, байдарки, резиновой лодки), был и небольшой моторный катамаран. Для нас это оказалось везением. Мы договорились, что к устью Правой Фролихи нас доставят по воде за 1500 руб.
30.07. 4-й день похода
Озеро Фролиха – река Правая Фролиха – подъём вдоль реки до водопада. Осмотр 15-ти метрового водопада.
Движение преимущественно по звериным тропам

Путь: 14 км. Высоты: +40 м.
В отличие от дня накануне, в день нашего выхода с самого утра, небо было безоблачным и ярко синим.

Забавно, что большинство отдыхающих на озере, считали, что они забрались в глухомань. А для нас это место было весьма суетным, почти местной тусовкой. В поле прямой видимости стояло, как минимум 2 лагеря, и мы знали, что еще столько же за соседним мысом. Не говоря уж о ближайшей к Байкалу оконечности озера.
Когда мы все подтянулись на мысок-пристань, увидели на чем нам предстоит плыть, стало как-то не по себе… Этот моторный катамаран был, на наш взгляд, очень уж маленький – обычная «четверка» с мотором. Но катоводитель нас заверил, что при такой погоде, как сегодня, все будет отлично!
    

И вот, 11 человек и 10 крупных рюкзаков отправились в путь по озеру. Мы плыли около двух часов. Ввиду того, что я сидела на корме рядом с капитаном, за время пути слушала рассказы про те места. И про глубину озера свыше 70 метров, про медведей и их обычаи, про камнепады, про звериные тракты, про рыбу и т. д. и т. п. Было интересно! Но ввиду перегрузки катамарана, нам было рекомендовано не шевелиться, по возможности… Поэтому, мы немного замерзли и на берег выпрыгнули с чувством облегчения.
Нам повезло. Если бы мы шли пешком, вместо приятных 1,5 часов на воде, нам бы пришлось по непростому берегу озера шлепать добрые полдня. И время жалко, и себя – еще больше!


И тут повторилась байкальская история. Едва мы высадились на берег, начала портиться погода. Поднялся ветер с озера, все более усиливаясь, пошла волна, начал накрапывать дождик. Думаю, что путь пустого катамарана на базу легким не был. Это, сравнительно небольшое озеро, как будто приняло эстафету от своего старшего собрата, подталкивая нас в спину: идите прочь… пора… вперед!!!

Несмотря на ранний час (ок. 12), решили на берегу озера сварить и употребить обед, а далее уже идти до места ночевки.
Странное состояние было в тот час. Пока все хорошо складывается. Уже все чувствуют, что курортная жизнь поднадоела, пора бы уже делом заняться, но мучают смутные подозрения, что «в деле» многим из нас «мало не покажется». Поэтому, на стоянке народ был возбужден, вроде и спешили, но и как-то инстинктивно оттягивали момент старта. Как камень, на краю склона: качается, а никак не улетит… до времени, пока не последует решительный пинок. Костя не любитель пинать, но призывать к порядку, в итоге, ему нас пришлось :-)
Стартовали. Начался первый марш-бросок.
Те кто ходил в многодневные пешки, знают, что когда идешь одним составом, уже на 2-3 день складывается порядок (последовательность) цепочки: по ролям, по силе… А в первые часы пути, идет какое-то сумбурное движение, тем более, что тропы явной нет.
    
Для меня первый день был не только изматывающим, но и совершенно деморализующим из-за столкновения с незнакомой реальностью сразу по многим направлениям.
1. Бестропная тайга с не совсем привычной растительностью. Первые встречи и конфликты с кедровым стлаником.
2. Появилось еще только подозрение, что проблема ориентирования – это моя личная проблема. «Лоси» ломили наперегонки вперед, не оглядываясь. Я периодически отставала. Но ориентиры, к счастью, теряла не я одна. Поэтому, бегом неслась туда, где слышала переклички.
3. Комарье окружало плотным облаком и вело правильную осаду, прямо набегу, с заброской диверсантов во все не плотно закупоренные стыки одежды.
4. Во время второй ходки, началась полоса переправ… одной за другой. Для меня это начался период вечно мокрых ботинок. Из-за проблем с весом и объемом багажа я не взяла с собой ни бахилы, ни сапоги. Основная ходовая обувь у меня – горные ботинки. В них я и шла напропалую… Быстро и удобно… но очень мокро. До конца они просохли только на берегу Байкала, 2 недели спустя.
    
Сейчас, вспоминая этот полу-день, мне кажется, что я была «не в себе». Бежала, как могла под дождем, отбиваясь от комаров, прорываясь сквозь жесткие заросли, поскальзываясь на мокрых бревнах, кидаясь в ручей выше колена…. скорее! скорее! они уже уходят…. потом разбираться буду… Бред какой-то! В горле стояли слезы, но это ведь мой выбор: место, из которого не сбежишь; рюк, который не бросишь и сама же уложила… и так у всех!!! На войне, как на войне. Ты отвечаешь за себя и за свое решение. Надеяться не на кого.

С такими чувствами и мыслями был закончен этот день. И, честно говоря, то затягиваясь, то ослабевая, как петля, такие, примерно, ощущениями сопровождали меня всю пешку.
С этого же дня я уже не могу восстановить в памяти последовательную, день за днем, цепочку событий.
Я не писала ежедневный дневник. Примерно, раз в несколько дней (3-6), когда позволяли дела, погода и настроение, я делала заметки в маленьком, еще алтайском бумажном блокнотике. Например:
«31 июля. Сб
Долгие сборы. Заблудилась. Нагнала. Шли в цепочке. Купание фотика. Свернули по левому притоку Правой Фролихи. В гору!!! Резкие крутые подъемы: стланик с курум. Все разбежались. Прошли огромный водопад. Хочется обедать. Командир гнал вперед до 17. Пообедали. Последние 500 м. шли около 2 ч. Стланик стеной. Переправы туда-сюда. День закончился на границе леса, выше 1000 м.»
Это одна из самых пространных записей. Целая страница блокнота.
=============
Продолжение следует.....                                                              :-OСмотреть весь фотоальбом 

Комментариев нет:

Отправить комментарий