Поиск по этому блогу

понедельник, 6 сентября 2010 г.

Байкальская одиссея. Ч. 3
Мой рассказ об этом походе, похоже, превратится в настоящий сериал. Не знаю даже, осилит ли его целиком кто-нибудь:-|. Но описать "имевшее место быть" важно для меня, в процессе написания я сама лучше начинаю понимать свои чувства и мысли, по поводу этого приключения.
В первые дни, после возвращения, в голове и в душе царили настоящие хаос и смятение. Только спустя 2 недели начинает "отпускать"...Всё начинает "раскладываться по полочкам", и начинает рассеиваться туман сиюминутных эмоций, начинают проступать очертания действительно важных "вещей". Важных для меня.
Увы, сомневаюсь, что в моем отчете будет много ценной информации для тех, кто готовится к походу в те места :-|. Это рассказ про то, что я чувствовала там, про то, что смогло проникнуть в мое сознание, озабоченное, в основном, задачей пройти... успеть... смочь...
Всего лишь сутки назад, Константин, руководитель байкальского похода, в очередной раз смеясь сказал, что некоторые считают тот поход неприлично лёгким... Пусть так! А мне хватило!!!!... на пару месяцев ;-)
==========================================================================
31.07. 5-й день похода

Продолжение подъёма вдоль реки Правая Фролиха до устья крупного левого притока. Переправа через Правую Фролиху
(в случае большой воды может быть сложной и опасной!) Продолжение подъёма вдоль левого притока.
Преодоление бурелома и зарослей кедрового стланика.
Путь: 9 км. Высота: + 340 м


После тяжелого, как нам тогда казалось, дня, сборы и вправду затянулись. До последнего народ пытался что-то посушить, выпить еще одну кружку чая, не собрав рюк, и т. п. Константин опять рассердился не на шутку, в итоге. Даже гневно опрокинул котел в костер, чтоб загасить его: «Иначе мы никогда не выйдем!!!!!»
Отправились в путь, наконец.
Первыми из лагеря вышли Татьяна с Мишей. Я поначалу увязалась за ними, в надежде, что они не будут устраивать гонки, как накануне исполнили сильные джентельмены. Но когда мы вышли на берег реки, вспомнила, что не набрала воды в бутылку. Сняла рюк, начала искать более или менее пологий участок берега, отойдя в сторону от основного пути. За это время, мимо промчалась основная часть группы. Я только слышала треск и гвалт.
Набрала воду, одела рюк, пошла…. конечно же в другую сторону!!! И началось… я гоняла вверх-вниз по прибрежному болотистому лесу с поваленными стволами, кричала и свистела в аварийный свисток. Сначала в ответ с разных сторон отзывы были, но я не успевала их нагнать… и наступила тишина.
    
Меня потряхивало уже и текли злые слезы. Я не знала куда бежать. Опять крикнула. В ответ аукнули. Я опять понеслась, что было сил, и налетела на отдыхающих Таню с Мишей. Они поудивлялись, как это я потерялась, если тут только одна река, вдоль которой нужно идти по направлению к горам? Все ведь это знали?
Угу… все… но мне это знание не помогло. Я и реку потеряла, и от паники не сообразила, что несмотря на ровный рельеф на том участке, местоположение гор можно определить по направлению течения... И вообще… река там очень на извилистый ручей смахивает. А их там хватает. Я не была уверена, что ЭТО и есть Фролиха.
Но тогда я молчала, тряслась, и тихо радовалась, что я снова не одна.
Первые часы после описанного происшествия я шла весело и бодро. На этом участке всем как-то хватало скорости и умения идти общей цепочкой вдоль реки, по медвежьей тропе. Но эта «прогулка» длилась недолго.
После переправы на берег притока начался сложный участок, где на 500 метрах были все возможные «радости жизни»: ручьи, ямы с водой в траве, в изобилии разнокалиберные поваленные стволы, каменюки, поросшие мхами, заросли карликовой березки и т. д. Каждый пробирался как мог. Группа пошла параллельными траекториями. Лишь по окончании этой буреломной полосы, мы собрались все вместе отдохнуть и дождаться всех.
Но ввиду того, что у меня все еще не прошло весело-лихое настроение от счастливого спасения и коллективного забега, на месте не сиделось. Собрала у нескольких человек пустые бутылки и отправилась к недальнему, уже горному ручью. Руки были заняты. наклонилась…. из не застегнутого по рассеянности кармана анорака в воду посыпались вещи… включая фотоаппарат.
Ужас!!!! Жуть!!!! Я тут же его выдернула со дна ручья… Но было уже поздно. Горе мне!!!
В первые дни после этого печального события я испытывала «ломки», но потом утешилась. В этом походе, я с самого начала неактивно им пользовалась: не до того было, и общая подавленность держала в состоянии оцепенения… какое уж тут творчество!!! Да и к тому же, благодаря Мише (спасибо ему огромное!!!), есть надежда что моих фоток будет заметно больше, чем если бы фоткала сама. Фотограф всегда остается где-то за кадром.
Далее, поднимаясь вдоль притока, мы вышли, наконец к подножию некой вершины, на склоне которой приток обрушивался вниз огромным водопадом.
    
Время было, примерно, 15 часов. Фотосессия, совмещенная со всеобщим привалом и голодом, навела на мысль об обеденном перерыве в скачках. Мы только полезли в рюкзаки, как увидели, что Константин набирая скорость удаляется. Посовещавшись и посокрушавшись, мы натянули рюкзаки обратно и отправились вдогонку, в очень крутую горку.
Последующие 2 часа мы метались по склону, пытаясь определить, где кто, и как туда попасть. Ясным было только направление в самых общих чертах. Вверх пойдешь – на куруме наломаешься, прямо пойдешь – в сплошном кедровом стланике увязнешь, вниз пойдешь – в реку упадешь.
    
Так и продвигались, находя проходимые участки то в стланике с березкой, то уходя на камни. И все время кричали – кричали – кричали… пока не наткнулись на обеденный костер и улыбающегося в усы руковода: «А я по тропе шел! И чего вы как горные козлы на камнях колбасились?»
    
Пообедали, наконец. Собрались и «Вперед, господа!» Вопреки ожиданиям, обед мне почти не помог. Дневной ресурс, видимо, уже был выработан.
Уже никуда не хотелось и не пытались спешить. Как водится, нагнали вялость и апатия. Чтоб дожить день без приключений, крепко прицепилась к Тане с Мишей, целиком положившись на Мишины GPS и опыт передвижения по труднопроходимой местности. Нестись напропалую, надеясь только на физ. силу, было уже невозможно.
В тот вечер, если верить GPS, мы прошли совсем немного (по прямой). Но путь лежал сквозь всякоразные заросли. Чтобы обойти особо сложные отрезки пути, мы переправлялись на другой берег, потом обратно… и так несколько раз...
На подходе к финишу дня, уже туго соображалось, чувства и эмоции притупились. Кажется, можно было еще пройти не один час, уже как машина. Но проблема была в том, что начала запинаться, буксовать в стланике, падать… хотя уже все очень спокойно и покорно.

Метров за 20 до лагеря, я как-то особо высокохудожественно навернулась физиономией в землю с мокрого бревна, лежащего поперек тропы. Ноги, руки, трава, кусты, трекинговые палочки – все запуталось в узел, увенчанный сверху рюкзаком. Таня и Миша удалялись, не заметив моего исчезновения. Я очнулась от ступора, оказавшись вся в чем-то мокром и начала интенсивно барахтаться. Не выдержала. Пропищала вслед спинам: «Таня!! Миша!!»
Они оглянулись. Остановились. Смотрят. Миша говорит: «Ты чего? Вставай!» А у меня не получается. Я стараюсь, ужасно стыдно, но ничего не получается. Таня попросила: помоги же ей!!! Уже итак уставший Миша подошел, и одним рывком за рюк поставил меня на ноги. Секунда… и «No problems», если не считать измазанной и мокрой одежды и погнутой палки :-(
Спасибо вам еще раз, Миша с Таней!!! Это был не первый и далеко-далеко не последний раз, когда вы меня выручили… Это было только самое начало. Самый «смак» нас поджидал завтра. Вы помните?
Через несколько минут пути мы оказались уже около горящего костра. Палатка уже стояла, вроде бы. Еще чуть-чуть… 100 гр. куки и ужин… и долгожданный теплый и сухой покой!!!
1.08. 6-й день похода
Продолжение подъёма вдоль левого притока до верхнего горного озера. Преодоление зарослей кедрового стланика
Ночёвка на горном озере выше границы леса (дрова возможно придётся принести с собой)
Путь: 8 км. Высота: +920 м.

Утро началось как обычно.
Раненько встал дежурный, приготовил кашу и чай и разбудил остальных. Все встали и позавтракали… А что же дальше делать, если идет дождь?
Уже с унынием думалось о мокром рюкзаке и марше в душном дождевике… Но тут командир объявляет, что сейчас нет смысла идти. Не очень ясно почему, но задавать вопросы я не рискую, чтоб не спугнуть Удачу. Многие из нас, похоже, совсем не против после вчерашнего забега отлежаться.
И вот, постепенно, все расползлись по палаткам. Повозились с вещами… Прилегли ненадолго...
Проснувшись, обнаруживаю, что палатка в полном составе посапывает в своих спальниках. «За бортом» тоже странная тишина: лагерь спит и дождь закончился.
Потихоньку выбираюсь из палатки. Сквозь негустые облака подмигивает солнце. От маломальского шевеления ветки на одежду проливается прохладный душ. После первого же круга вокруг лагеря в поисках дров все облачение становится сырым.
Вместе с подтянувшейся Татьяной развели костер, начали готовить обед. Оказалось, что времени уже почти 15 часов. Постепенно у костра собрались и остальные.
Проснувшийся командир бодро возник из палатки и довольно потягиваясь объявил, что после обеда мы выходим.
Странно как-то… Но надо, так надо!!!! В 17 часов мы продолжили движение. Начало пути было уже привычным – лес/кусты/переправы.
    
Но когда командир на одном из привалов начал искать и обтесывать себе дрын, и порекомендовал то же сделать остальным, я немного забеспокоилась. Я с самого начала шла с трекинговыми палками, за что выслушала в свой адрес несколько шуточек-колючек. А тут… на тебе!!!... насмешники обзаводятся примерно такими же штуками, только помощнее и тяжелее. Не к добру это!!!!
    
Так оно и вышло! Этот вечер стал одним из 3-х самых тяжелых дней и, безусловно, более всех других, напугавший меня не на шутку!!!!
Коротко говоря, основная часть последующего пути представляла из себя постоянный подьём до горного озера вдоль русла реки, берега которой в нижней части были густо покрыты кустарниками, а в верхней становились все более каменистыми, местами напоминающими (или таковыми являясь) невысокие коньоны, которые нужно было обходить по верху.
Говоря «камень», конечно же имеются ввиду все виды курумников. С этого дня мы по настоящему «ушли в горы».
На старте подъема по реке время было, примерно, 19 часов. Стартовали мы все вместе. Дальше, как обычно, все шли по собственному пути и на своей скорости.
Сначала шли, как обычно, с Таней и Мишей. Но из-за того, что при многочисленных переправах мне не нужно было одевать/снимать бахилы или сапоги, скорость передвижения казалась достаточно высокой. Чтобы я не простаивала в ожидании, Миша отправил меня вперед.
Первые часа 3 я шла одна, ориентируясь на яркие накидки рюкзаков, которые все больше и больше удалялись, периодически пропадая за поворотами и в глубине «ступеней». Ко времени, когда начались сумерки, я уже сбилась со счета переправ, падений в речку и в ямы в кустах.

    
И вот я подошла к небольшому каньону, образованному двумя скалами, метров по 5 высотой. Издалека я видела, что люди поднимались от реки перпендикулярно вверх, чтобы обойти их… Но я видела лишь начало их пути после поворота.
И вот, стою в нерешительности… Поняла, что не знаю точно, куда идти. Время для экспериментов неудачное – начинает темнеть и на окрестных вершинках начинает клубиться туман.
А… Была – не была!!! Ломанула вверх, пока не перестала слышать шум воды и не достигла высшей точки склона. Тут поняла, что больше не вижу никаких понятных ориентиров. Бегом вниз!!! Наползает туманная темень. Один ручей перебежала, другой…. Влетела в курумник. Опять подъем. Камни всё крупнее, вокруг все темнее. Уже пошло скалолазание с рюкзаком, а не бег.
Из под ног улетают камни. Несколько раз висну на руках. Видать, занесло на свежую после камнепадную насыпь. В камнях копошиться какая-то живность. Видимость катастрофически уменьшается. Мозги начинает опутывать паника. Начала свистеть в свой аварийный свисток, потом кричать. Нет ответа. Села и разревелась от страха.
Но потом поняла, что это бесполезно. Я тут хоть наизнанку вывернись от нежелания принять реальность, это ее не изменит. Глупо и опасно дальше метаться в темноте. Надо искать площадку, чтоб безопасно пересидеть ночь.
Вздохнула, вытерла слезы и уже спокойно и внимательно молча начала не спеша ползти дальше, присматривая защищенную от ветра и надежно стоящую (вернее, лежащую) горизонтальную поверхность.
Вдруг я услышала, как кто-то крикнул моё имя!!! Сердце опять бешено запрыгало!!!
- Миша вы где?! Я не вижу вас!!! Подождите меня!!!!
- Мы у реки!!! Видишь, я машу рукой?!
Действительно, впереди на относительно светлом участке, был сгусток темного… Я просто полетела по камням, не разбирая дороги.
Как выяснилось впоследствии, они слышали подобие свиста. Но он был там, где его быть не могло. Приписали его незнакомой птице. На привале, от усталости говорить много уже не хотелось. Повисали молчаливые паузы. Вот тогда и услышали частые неестественные стуки. Татьяна заподозрила мишку… Но Миша, к счастью, не поверил. Предположил (правильно), что это может быть стук трекинговых палочек о камни. Они свободно висели у меня на руках, когда приходилось аккуратно лезть по скалам. Они меня и спасли, можно сказать, в тот вечер.
После бурной встречи продолжился подъем. Времени было уже больше 23. Мы шли по каменистым склонам на перевал при свете фонариков. GPS показывал 500 м. до лагеря. Но нас уже не утешали его показания. Мы уже знали, как сильно, порой, отличается «путь по полету стрелы», от реального.
Периодически мы с Татьяной дружно начинали жаловаться на жизнь, клеймить позором жестоких мужчин и грозить устроить ночевку прямо там, где стоим. Миша проявил недюжинные чувство юмора и терпение, уговаривая и подбадривая нас.
Вдруг, из-за очередного «порога», показался костер и на его фоне – небольшая одинокая скала… или ствол… или статуя… Абсолютно неподвижный человек!!!!!
Это зрелище нас и обрадовало, и слегка напугало. Встретить человека в этих бесконечных необитаемых горах… Это оказались 2 туриста из Брянска, уже 2 недели шедшие по горам с северной оконечности Байкала.
Миша, с разрешения хозяина, пристроил нас к костру, а сам пошел вперед, в лагерь, за подмогой.
Едва пригревшись у разбуженного хозяином костра (потраченные лишние дрова выше границы леса – это галантный жест, проявление приязни и гостеприимства), мы начали всё активней ( по мере оттаивания и восстановления сил) общаться. Когда за нами пришли Миша и Большой Андрей, речевые функции уже восстановились полностью, а вот опорно-двигательный аппарат отказывался повиноваться. Пришлось проявить над ним грубое насилие, и налегке доковылять до лагеря, оказавшегося всего через 1 горку и метров 200 от первого костра.
Жизнь наладилась.
Пока переоделись, ужин был готов. В состоянии помутнения сознания поели и выпили. Но я точно помню, что это было. Чуть не ползком убыла от костра к палатке. За какими-то из окружающих скал устроила бесшумную истерику, по поводу всего за тот день пережитого.
Наверное, так и надо. Со слезами и криками, даже беззвучными, не бесполезно выплеснуть из себя все жгучее и черное. Зато, на следующее утро, усталость осталась, но на душе было спокойно…. до апатии. :о)) Можно идти дальше.


2.08. 7-й день похода
Верхнее горное озеро – перевал (2120 м, 1Б-2А) – верховья реки Тала Светлинская – перевал (1980 м, 1А-1Б) – комплекс моренных озёр под северной стеной пика 2377м. При прохождении крутых участков (особенно на первом перевале) возможно использование альпснаряжения.
Путь: 7 км. Высота: +620 м., -730 м.

Утром, при свете дня, обнаружилось, что мы стоим на берегу первого горного озера, как в чаше лежащего между острых вершинок. Я никогда не бывала еще в таком амфитеатре. Небо было голубым, воздух холодным, а солнце, казалось, изо всех сил старалось поднять нам настроение

    
С некоторой тревогой от того, что день грядущий нам готовит, мы собирались, периодически пробуксовывая. Но сколько не тяни, а идти все равно придется… Уж лучше скорей (чтоб быстро и не больно ;-))
После преодоления первой горки над озером, мы попали на цветущий «альпийский луг. Пофоткались и пошли к следующему озеру, с берега которого начинался подъем на наш первый перевал. Всё еще доставали слабость и общая заторможенность.
Постепенно, по мере ухудшения состояния «почвы под ногами», бодрость духа невольно возвращалась.
    
Особенно «хорошо» стало на последних 30 метрах подъема на перевал. Этот участок состоял из сыпухи. Эти метры преодолевались очень аккуратно, рывками от островка к островку. Казалось, что в те 10-20 минут вокруг наступила полная тишина - даже слух был настроен только на "дело", шуршание песка под ногами. Всё внимание было сконцентрировано на том, куда встает нога, удержится ли рука за тот кустик.
    

Окончание подъема оглушило шумом – перевальный ветер (в последствии, по его появлению определяла, что вершина рядом, даже не поднимая головы), буйная многоголосая радость поднявшихся до нас. Утренней сонливости, как не бывало! Веселились, как дети!

После вполне приличного спуска (в том числе, немного по снежнику), остановились на 30-40 минутный «холодный обед», и пошли дальше в гору, к следующему перевалу.
    
Легкого пути в этом походе, практически не было. Но курумник средних размеров, с наклоном градусов 20, с набором высоты, можно считать хотя бы «технически» простым. Просто тупо работает «физика».
    
Следующий перевал, на подъеме, был крутой, но короткий и травянистый. Идти тоже несложно. Андрюша питерский, на спор, забежал на гребень за 15 минут. Мы, не спеша, за 30-40.
За той стороной гребня увидели в долине несколько озер, снежники на склонах окружающих вершин. Красотища!!!
    
Опять на перевале царили оживление и смех. Фотографировали все вокруг и друг друга по многу раз.
    
Этот перевал, в наших разговорах, в последствии назывался «Козлячий», потому что мы поднимались и спускались по козлячьей тропе. Про подъем уже сказано – с ним все просто, а вот спууууск….!!!!
Длинная тропа извивалась(!) по крутому(!) сыпучему(!) склону, изобиловавшему непрочно приросшими к почве камнями(!), Срыв такого камешка при таком уклоне, грозил серьезными травмами идущим впереди (внизу). Пара опасных ситуаций имели место, наглядно нам продемонстрировав возможные последствия неаккуратного хождения.
    

У Кости спуск занял 1,5 часа, и закончился довольно опасной, и в то же время комичной, встречей с самцом-изюбрей. Эта зверюга похожа на оленя, но рога у нее крупнее и страшнее. Абориген не хотел уступать нам поляну, которую нам бы хотелось занять на 1,5 суток под лагерь. По словам руковода, если бы не подоспела подмога, в лице Большого Андрея, дело б могло дойти до драки. Но увидев, что количество неприятелей начинает меняться не в лучшую сторону, олень ретировался, на всякий случай.
Постепенно, все подтянулись к пригорку, на берегу одного из озер, и начали устанавливать палатки. Мы их видели еще со склона и подобно Катерине сожалели, что мы не птицы, и нам придется оставшийся километр по камням, болотцу и кустам отмерить ножками…. шажок за шажком.
Наш спуск занял 2,5 часа, и стал причиной множества испуганных охов, падений (с судорожными попытками во что-нибудь вцепиться) в каменистую пыль и просто на злые булыжники, появления нескольких мозолей, тренировкой терпения и выдержки!!!
Именно этот, последний спуск стал главным событием Дня Первых Перевалов, потому что намаялись на нем все!!!
А закончился день довольно жизнерадостно. Была первая очень успешная рыбалка (полсотни хариусов, примерно по 15 см), слегка увеличенная доза куки, предвкушение завтрашней дневки, а для немногих полуночников – ночная уха из свежайшей рыбы.
Засыпали с убеждением, что сегодня «Жизнь удалась»!
    
============
Продолжение следует.... ;-)                                                              :-O Смотреть весь фотоальбом

Комментариев нет:

Отправить комментарий