Поиск по этому блогу

среда, 8 сентября 2010 г.

Байкальская одиссея. Ч. 4
3.08. 8-й день похода.
Восхождение на пик Опасный (2435 м, 1Б – 2А). В случае необходимости - преодоление крутых скальных участков с использованием перильной верёвки.
Осмотр карового ледника у подножья северной стены пика 2377м..
Путь: 11 км. Высота: + 755 м., - 755 м

Этот день запомнился как «Праздник жизни». Мы никуда не спешили и ни в чем себе не отказывали. :-)
По нашему плану – радиалка на пик Опасный. Но у погоды настроение с утра не задалось, и она решила сегодня развлечься дождиками и туманами.
У нас с Таней был собственный план: спать, стирать, мыть, сушить… и т. д.
Питерцы с вечера, и до самого момента выхода пребывали в мучительных сомнениях, по поводу «идти-не идти», бурно обсуждая между собой все «pro et contra», собирали мнения окружающих. Остальные колебались менее активно. Один Костя, посмеиваясь, был непоколебим, легкими подшучиваниями и подталкиваниями поворачивая «общественное мнение» в нужном направлении.
В итоге, все устроилось наилучшим образом. Все джентльмены, кто бодро, кто прихрамывая, отправились по долине к пику Опасному, а дам, под охраной и «в помощь» Андрюши Питерского , оставили заниматься их делами.

Погода в тот день была неустойчивая. То проглядывало солнце, то начинался дождик, но потом передумывал, на вершинах окрестных пиков, из-за постоянного прохладного ветра, пребывая в постоянном движении и возне, кучковались туманные сгустки. Оставшись в лагере, мы постоянно смотрели на небо и с сожалением пришли к выводу, что забраться на пик группе, скорее всего, не удастся: лезть вверх по мокрой каменной крутизне трудно и опасно, а из-за тумана – бессмысленно. Так оно и оказалось, в итоге. Но, удовольствие все равно получили: прогулялись налегке по горушкам, устроили фотосессию с гламурным зонтиком, на обратном пути успешно половили рыбу.

А про нас и говорить нечего:
  • мы навели порядок в вещах,
  • «почистили перышки» (что было сразу отмечено особо галантными джентльменами),
  • развлеклись спортивной сушкой вещей (раз в час, молниеносно все развешенное прятать в палатку, а потом – экспресс-развешивание обратно. И так – много раз),
  • смогли позволить себе часик спокойного лежания и говорения «за жизнь» в палатке (что благотворно сказывается на психическом здоровье почти всех женщин).
  • просто физически отдохнули, что было приятно мне и остро необходимо Татьяне, после первого марш-броска через Байкал простывшей, и боровшейся с все более усиливающейся болезнью прямо на марше.
Очень мужественная женщина – ежедневная температура и тяжелый кашель добили б мужика (как они признавались), а она всё прошла, еще и четко и беспрекословно выполняя обязанности шеф-повара и завхоза по питанию, отслеживая расход и изъятие из рюков продуктов на каждое общее кормление!!!!! Притом при всем, туристический стаж (с нуля) – менее 1 года!!! Респект Большой Тане!!!!!!!!!

Команда вернулась под первыми каплями дождя, который закончился ливнем, к счастью, в меру длительным. Как раз путешественники успели часок-другой отдохнуть-отлежаться в палатках, чтобы встретить вечер «как новенькие» - ловить рыбу, вкусно есть и радоваться жизни всеми возможными в походе способами.

4.08. 9-й день похода
Моренные озёра – перевал (1830 м, 1А) – озёра Урел-Амутис. Восхождение на вершину пика Синеозёрный (2387 м, 1Б)
Путь: 13 км. Высота: + 862 м., - 880 м.

Из этого дня мне помнится немного.
Утро было солнечным и довольно прохладным. Проблем со сборами, к тому времени, уже практически не стало. После долгого стояния на одном месте, идти вперед было даже приятно…. «вторые» 15 минут. А дальше пошло все «в рабочем порядке» - в напряжении, но не в запредельном, как обычно идем «в горку».
Перевал, выпавший на сегодня, был «в меру» - крутизна нормальная, поверхность – средний курумник – даже приятно вспоминать этот участок.

Как всегда, весело потусовались на гребне, насмотрелись на великолепные панорамы, на которые можно смотреть часами, обнаруживая все новые и новые замечательные детали, благодаря игре света и тени, движению облаков и туманных сгустков. Пофотографировались и поучаствовали в съемках. Замерзли на перевальном ветру. Пошли вниз.

Начало спуска не обещало никаких проблем. Вроде бы обычный курумник. Но чем дальше, тем хуже. Мы оказались в зоне «чемоданов» - крупногабаритный курумник. Когда этот участок короткий, его даже не запоминаешь – просто одно из преодоленных препятствий. Но когда по нему идешь несколько часов – это очень утомляет. У меня все время было опасение, что пойдет дождь и камни станут скользкими. Тогда совсем «не айс!». Но, к счастью, только в конце пути одиночные капли превратились в недвусмысленный дождь.
Вчерашний отдых и хорошее настроение с утра, во второй половине дня привели к печальным последствиям. Ввиду того, что ползти, как гусеница, обтекая камень за камнем, на протяжении нескольких часов – занятие скучное, я начала развлекаться «нагорной акробатикой» - далеко перепрыгивать с камня на камень, спрыгивать вниз с приличной высоты, перешагивать чуть ли не «в шпагате»…. Итог дня печальный: я безболезненно не могла ни сесть, ни встать, ни идти.
Три последующих дня я шла глотая на завтрак и обед «кетанов», и при каждом удобном случае – нурофен. Иначе – каждый шаг давался с сильной болью в мышцах.
Только после этого, на своем не веселом опыте, я усвоила, что ноги надо беречь, гуляя по гористой местности. Это не значит, что надо тормозить, или обегать за километр каждый сложный участок, но резкие движения и скачки с рюком, лучше оставить до тренировок на стадионе.
В лагерь мы (втроем, как обычно) пришли опять «уработанные», на час позже остальных, при том, что нас дважды в середине дня, подолгу дожидались.
Если мы, пробираясь по полям каменных завалов не видели ничего, кроме ближайших камней и своих спутников, то Командир, зорко следящий за всем происходящим вокруг, успел отметить и мелькание и шобуршание в камнях пока еще живого источника будущей богатой белком пищи – родственника зайцев (!подчеркиваю!), зовущегося в народе – пищуха!!!
Едва сбросив рюкзак на месте, где будет лагерь, Костя расчехлил «ружо», и исчез в бескрайних курумниковых нагромождениях.
Вернулся он через час… молча.
- Удалось подстрелить?!
- Угу!
- Вот здорово!!! Мясо на ужин!?
- А сколько?
- Одну.
- Хм…
- Ничего! Мы ее разрежем на 10 частей. Кто хочет ее выпотрошить?
Так и сделали. Тушку 10х15 см поделили на всех. Надеюсь, все кто хотел, попробовали на вкус этого родственника зайца. Но я, в тот, первый раз, не смогла… не захотела. Пищухи баргузинские, в отличие от алтайских, не столь многочисленны и совершенно явно более осторожные. Мы их скорее слышали, чем видели. Но с прошлогоднего похода еще не прошло умиление от проделок этих пушистых и смешных зверьков.
Озеро, на берегу которого мы стояли, оказалось не рыбным и с болотистыми берегами. Но зато, Олег со Степой смогли запастись золотым корнем, насколько терпения хватило.

Заглянув в палатку, где была одна Татьяна, я почувствовала, как из ее угла идет жар!!! Никогда с таким не сталкивалась. Это немного испугало. Видимо, в тот вечер был пик болезни. Но после этого, дня через 3, она была уже практически здорова.
К вечеру погода стала хмурой. Начался дождь. На этой стоянке мы видели снежинки, летящие с неба и иней на палатках. Вечер запомнился как хмурый, невеселый и мокро-холодный.

5.08. 10-й день похода
Днёвка. Осмотр многочисленных озёр Урел-Амутис.

Заканчивая день накануне, мы договорились, что если утро будет солнечным, то сегодня займемся обследованием округи и желающие отправятся на восхождение на вершину пика Синеозёрный.
Утро выдалось безрадостным. И погода, и настроение, и самочувствие были «так себе». Показалось очевидным, что в этих безрадостных местах ловить нечего, надо идти дальше, по плану следующего дня.
План на 11-й день: Озёра Урел-Амутис – перевал (1710 н/к) – река Томпуда – подъём по правому притоку Томпуды – перевал (1860 м. 1А) – верхнее горное озеро в долине правого притока реки Левая Фролиха
В длине Томпуды – заросли кедрового стланика и различных кустарников
Путь: 15 км. Высота: + 510 м., - 668 м.

Первая половина дня ничем примечательна не была: немного вверх, немного вниз, озеро, ручей, кусты, курумник…… и т. п.
«Веселье» началось на подступах к долине р. Тампуды. Нам нужно было по склону обойти одну вершину, и спуститься по противоположной стороне к реке и переправиться.
Расстояние – километр, шли более 2 часов.

Коротко говоря: начало подъема – кустарник на глинистой почве. Выше – кедровый стланик на камнях. Тоже самое на спуске, но в обратном порядке. Периодически моросил дождь. Влага была везде: под ногами, на хлещущих и цепляющихся кустах, капала с неба.
На берег широкой и «многоводной» Тампуды мы вышли мокрые, растрепанные и усталые, с надеждой на встречу с группой, собравшейся перед переправой.
Посмотрели вправо - никого. Посмотрели влево - никого. Миша сбегал в обе стороны подальше. Результат тот же.
Мы немного забеспокоились: «Что же делать, где искать народ, где лагерь? Уже вот-вот сумерки начнутся». Но, решение, как нам было сказано нашим предводителем, одно – переправится и идти по маршруту дальше – вдоль реки по противоположному берегу. Скорее всего, они ушли вперед.
Прошлись по высокой траве вдоль реки, высматривая отмель. В ботинках уже похлюпывала вода.
Миша решил, что им с Татьяной уже нет смысла одевать бахилы – все равно и обувь и одежда мокрые. Они вдвоем прошли первыми. Я, опираясь на палки, следом.
Вода была ледяная и очень быстрая. Сделав первые шаги я испугалась, что не успею пересечь реку до того момента, как ноги начнут плохо слушаться от холодного онемения. Но когда уровень несущейся воды поднялся выше колена и началась полоса прикрытых илом круглых булыжников на дне, от страха в ноги пошла волна жара от головы, частично нейтрализуя холод снизу.
Всё прошло благополучно. Никто не упал. Но адреналин в крови все ж гудел еще некоторое время.
Проанализировав состояние одежды и обуви после переправы, Миша с Таней пришли к выводу, что тотальная мокреть от дождя и кустов все равно значительно суше, чем после полного погружения в воду. А значит, зря не одели бахилы!!! Стуча зубами от вечернего холода, отжали одежду и вылили воду из ботинок, и отправились вдоль реки по тропе через болотистый луг, заросший травой и кустами выше пояса (а местами с человеческий рост), периодически проваливаясь в ямки с водой.

После 20 минут хода, увидели над одним из пригорков на горизонте, струйку дыма. В лагерь пришли на автопилоте. Никакие….
Это место было довольно-таки интересным: Холм на берегу озера (или большой заводи) в долине Тампуды, поросший островками кустов, выше человеческого роста, с достаточным количеством площадок для двух палаток и костра, соединенных переходами. Земля покрыта белым мягким ягелем. Очень уютное место!!!
Если б еще дождь не капал….!!!!!!

6.08. 11-й день похода
Река Томпуда – подъём по правому притоку Томпуды – перевал (1860 м. 1А) – верхнее горное озеро в долине правого притока реки Левая Фролиха
В длине Томпуды – заросли кедрового стланика и различных кустарников
Путь: 8 км. Высоты: + 510 м., - 668 м. (без учета разделения на 2 дня)

Начало дневного перехода шло по берегу реки. Это было мокро, но легко…. и очень кстати. За первые 20 мин простой быстрой ходьбы, наши уставшие накануне и негибкие с утра тела, успели придти в рабочее состояние до того, как мы совершили поворот на 90 градусов и покинув зеленую и спокойную долину полезли обратно в горы.

Первый подъем был ооочень крутой, но землисто-каменистый. Мы по нему не шли, а карабкались.

Потом был долгий путь по горной долине. Почти без растительности. Вверх-вниз, но без значительных перепадов. Мы шли обычным порядком: впереди, со значительным отрывом – Костя, за ним, чередуясь – то Большой Андрей и Сергей, то питерцы. Олег был везде, как и положено хронисту. Замыкающим был Миша, добровольно принявший на себя труд не дать потеряться и пропасть в этих горах двум «девчёнкам» (как он нас называл).

И вот, показался наш последний на сегодня перевал. Издалека – почти вертикальный. Перед самым гребнем – снежник большой площади. За перевалом – начало спуска «к дому» - к Фролихе, и далее в Хакусы.

На подходе, пересекая каменистые поля, чуткий слух Кости уловил в камнях негромкий голосок пищух. Рюкзак сброшен, ружье наголо... Махнув рукой идущим следом: «Вам туда!», командир отдался взыгравшему инстинкту охотника. Группа кучками проходила мимо на штурм перевала, безответно посылая целиком поглощенному этим делом добытчику будущего мяса пожелания удачи.
Когда мы уже начали подъем на 200-метровый склон, Костя еще складывал рюкзак далеко внизу. Когда мы были чуть выше середины, он на большой скорости уже весело проследовал мимо нас!!!
Способность Кости развивать бешенную скорость на пересеченной местности с огромным рюкзаком просто поражали, порой!!!
Проветрившись на холодном ветру и сняв полагающееся обычаем количество кадров, мы быстро и бодро побежали дальше, вниз.

К моменту, когда мы спустились в следующую долину, по дну которой бежала
веселая речка Мутис-Москит (если не путаю), вовсю светило ослепляющее
солнце, стало жарко.

Командир, снова увлекся охотой и пропал где-то в складках местности. Мы посидели в одном месте. Встали, перешли на другое. Опять посидели.

Тогда Миша предложил всем, кому не сидится на месте, заняться поиском площадки под лагерь. Время уже много, а следующий участок маршрута разумней начинать проходить с утра.
Нашли место, скучковались на выбранном пяточке. Немного наклонно, немного кустисто, немного каменисто…. Но в целом, вполне уютно. И вода, метрах в 20 – чистая и очень холодная. Одобрям!!!

Результат Костиной охоты – 4 пищухи. Очень осторожные зверьки!!!!
Миша принес несколько стеблей ревеня. Мммм! Вкуснятина!!! А давайте компот сварим?!?! Сахару полно! Сколько его еще тащить?! Кто пойдет собирать?..... Тишина.
Собирать пошел Степа, предварительно рассмотрев как следует, принесенное Мишей.
В тот вечер у нас был шикарный ужин: каша с настоящим мясом, плюсом к сушеному. Огромный котел компота из «ревеня»… правда немного горьковатого, немного мелковатого…. но если сахару побольше…. Так говорили. Как то так получилось, что у меня руки-ноги до компота не дошли…. к счастью.
В первой половине следующего дня, вся группа часто вспоминала недобрым словом этот компот, по многу раз совершая в одиночку прогулки по окрестным зарослям.
============
 Продолжение следует....                                                :-O Смотреть весь фотоальбом