Поиск по этому блогу

суббота, 11 сентября 2010 г.

Байкальская одиссея. Ч. 5
7.08. 12-й день похода
Спуск по левому притоку – река Левая Фролиха.
Преодоление бурелома и зарослей кедрового стланика. Продолжение спуска вдоль реки Левая Фролиха по тропе к озеру Фролиха Переправа через реку Левая Фролиха (в большую воду переправа может оказаться сложной).
Путь: 22 км. Высота: -1110 м.

Те, кто встал пораньше, очень эмоционально рассказывали нам, засоням, что утром было самое настоящее землетрясение. По крайней мере, все кто ощутил этот недвусмысленный подземный толчок ,в этом не сомневались.
В этот день у нас был шанс закончить путь на озере Фролиха….. теоретически, как поправлял нас Костя. Существенная загвоздка была в том, что нам нужно было преодолеть трехкилометровый спуск вдоль Мутис-Москита до Левой Фролихи, который может оказаться очень трудным, благодаря беспорядочному каменистому бурелому и кедровому стланику. Командир отказывался делать прогнозы насчет необходимого времени на этот помпасный участок.
Первая треть пути прошла нормально, на обычной скорости. Вторая треть – тоже вполне сносно. Все «радости» сконцентрировались на последней трети. Там мы и увязли.

Чтоб не лезть по крутым склонам окрестных гор, старались держаться реки. Но в своем нижнем течении Москит превратился в настоящий водопад, с подступающими к самой воде зарослями кустов, преимущественно – стланика. Как раз на границе этих двух «неприятностей» мы и оказались.

Приходилось либо очень осторожно пробираться по узенькой полоске берега рядом с бешеной водой, либо уходить в стланик. Казалось, конца-края этому «кошмару пешеходника» не будет.

Умаялись до полусознательного состояния, приобрели некоторое количество новых синяков и царапин. Кое-кто лишился некоторых полезных вещей, бывших привязанных поверх рюкзаков, и даже наручных часов.
Когда мы выпали на торную тропу вдоль Левой Фролихи, устали настолько, что даже говорить не хотелось…. Мысль, что впереди 13 км до озера, которые мы надеялись пройти сегодня же, вызывала горький смешок.

Пообедав, отправились в путь дальше. Теперь нам предстояло все время, до самого Байкала, идти по лесам. К счастью, далее везде были протоптаны приличные тропы. Но все равно, местность дикая, никто там об удобстве не заботиться, поэтому, препятствий там предостаточно.
По пути, встретили двух парней, идущих вверх по Фролихе с катамараном-двойкой, чтоб сплавиться по Тампуде. Сами родом из Минска. Далеко забрались!!! Странно было встретить незнакомых людей, после недели полного отсутствия иных, кроме своих, приятно было поболтать….
Начался дождь, тропа становилась все более заросшей, как ни странно. Вскоре мы окончательно промокли и от усталости уже совсем перестали соображать. Зато перестали возмущаться и задавать кучу бесполезных и докучающих Мише вопросов. Просто, как ослики, опустив головы, молча, шлепали по тропе.
Немного приободрились, когда впереди сквозь деревья и кусты увидели ярко-оранжевое полотнище нашего надкострового тента.

В тот вечер была моя очередь дежурить. Мы подошли. Навстречу вышел Андрюша питерский и сказал, что если у меня нет возражений, то он хочет подежурит сегодня. Я растерялась: как? почему?... Он ответил : «Я хочу сегодня! Давайте я!!!». Мне было неловко, но в тоже время и очень приятно. Сегодня это и вправду было очень кстати. Вода уже закипела, а мы были еще мокрые и грязные… я опаздывала «на пост», а все сидят ведь голодные!!!!
Не знаю, почему Андрюше именно в тот день, вне очереди захотелось покашеварить…. но я предпочитаю думать, что это было сделано из-за желания помочь. Спасибо огромное!!! Помню и до сих пор благодарна!
До озера мы не дошли 7 км. Дневка на Фролихе «накрылась».

8.08. 13-й день похода
Днёвка на озере Фролиха. Купание в озере, рыбалка

Первую половину дня, под мелким дождиком, мы «нагоняли график». Днёвка дневкой, но до озера еще о-ох! как не близко!
Выдвинулись цепочкой по приречной тропе. Через пару километров – переправа через реку. Видимо, то место было признано наиболее безопасным. Не знаю….
Когда мы подошли, успели увидеть как переправлялась последняя тройка мужчин. Шли «лесенкой». После этого вся группа, кроме нас, на противоположном берегу перодевалась, отдыхала и ждала нас.
Миша с Таней одели бахилы, но все максимум одежды, насколько позволяли приличия, на всякий случай с нижней части тела сняли. Вода лишь немного не доставала до пояса.
Мне отдали вторую палочку. Миша подобрал валявшийся тут же чей-то дрын и дал его Тане, идущей ниже него по течению.
Я пошла вперед и чуть выше. Они, сцепившись, вступили в реку чуть позже.
Сначала все шло более или менее хорошо. Но когда мы вошли в стремнину под обрывистым берегом, начались проблемы.
Мы остановились и не могли сделать не шага. Если я еще могла худо бедно тонкими и легким палочками как-то управлять в потоке, то толстый и тяжелый дрын вообще почти не слушался.
В момент, когда я остановилась, чтоб сообразить, что делать и приняла решение пробираться дальше, обернулась на Таню с Мишей… возможно, это было истолковано как ступор и беспомощность… Миша начал орать на меня матом, требуя чтоб я встала за Татьяной. Но для этого мне пришлось бы пройти несколько метров вниз и назад, вместо 2-3 метров до берега. Я что-то возражала, но он видел и слышал сквозь шум воды то, что хотел видеть…
Не желая устраивать перебранку и грубить в столь неподходящем месте, я тоже психанула и начала со злостью двигаться вниз по течению туда, куда меня посылали. Когда я оказалась ниже Татьяны, перед моим носом (почти), мелькал неуправляемо прыгающий по поверхности воды толстенный дрын. Я пыталась помочь воткнуть его в дно.
Потом, плохо помню…. Как-то так получилось, что они все равно ушли вперед вдвоем, а я осталась… Начала медленно двигаться вперед… но, видимо, очень неуверенно, потому что с берега спрыгнул Сергей с другим дрыном, подобрался ко мне, и вместе, под руки, мы дошли до края бурной части потока. Потом он где-то в стороне вылез на берег. А я подошла к земляному вертикальному откосу и стоя по колено в воде, впала в ступор. Опять просить помощи, второй раз за 5 минут, было неловко, а сама залезть я не представляла как… не могла. Опять Таня выручила. Увидела, что я стою под берегом «ни туда, ни сюда» и кого-то попросила помочь. Меня выдернули из речки.
Было ужасно стыдно и обидно от всего этого мероприятия.
Не считайте меня неблагодарной, но я думала и тогда и сейчас, что если бы я не поддалась давлению и потихоньку продолжила путь в одиночку, как делала это десятки раз «до…», более благополучно и «без шума и пыли» добралась бы до берега.
Совершенно согласна, что «по уму», такую речку надо проходить «лесенкой». Но если в силу разных причин мы стартовали другим порядком, то стремнина с каменистым дном - не место и не время для того, чтобы перестраиваться и бегать туда-сюда. Это вымотало, и в итоге ничего не дало….
Уффф..!!! Даже просто вспоминать этот момент, до сих пор «волнительно». А тогда и вовсе поколачивало.
До конца пути настроение было безнадежно испорчено.
Мы шли по тропе вдоль берега реки, выписывающей перед впадением в озеро, одну петлю за другой. Похоже, лишь Костя нашел прямую тропу где-то выше, и упорный Большой Андрей.
Как бы ни было, мы вышли на песчаный берег озера Фролиха. Мы радовались!!!

Остаток дня мы просто блаженствовали!!! От Байкала и бухты Хакусы, который мы считали «домом», нас отделял лишь один дневной переход. Грозная «пешка» сделана!!!! Всё самое тяжелое, казалось, позади.

Лишь немного беспокоило немалое количество километров, указанное в Плане – 20…. Но мы уже и в этом походе пришли к убеждению, что «Проблемы надо решать по мере их поступления».
А сегодня – есть, пить, отдыхать, наслаждаться закатными пейзажами – радоваться жизни!!!!!

9.08. 14-й день похода
Озеро Фролиха – перевал в долину реки Бирая – спуск по реке Бирая к озеру Байкал – выход к бухте Хакусы
Путь проходит по тропе. В Бирае возможна рыбалка.
Путь: 20 км. Высота: +340 м., -414 м

!!! Окончание пешеходной части маршрута !!!

С утра «глубоко вздохнули» и ломанулись к дому.

Еще накануне, один из курортников с соседней стоянки, настойчиво рекомендовал нам воспользоваться другой тропой на перевал, более щадящей… якобы. Даже показал ее. Наш командир отнесся к идее скептически, но видя всеобщее желание воспользоваться советом, махнул рукой.
В итоге, мы сделали ненужную петлю по не слишком удобному пути длиною в 2 км по берегу и склону горы, и в итоге оказались на той же, изначальной крутой тропе. По пути Миша вовсю «костерил» непрошенного советчика.
Забравшись в самом начале пути на крутую горку перевала, до самого Байкала мы очень споро шли вниз по ягодному лесу, вдоль речки Бирая, порой развивая скорость до 4 км/час.

Несмотря на то, что реальный путь оказался ок. 25 км, в районе 18 часов мы вылетели на берег Байкала. В группе уже царила полная эйфория.

На берегу, в момент окончания пешки, поздравили с днем рождения торжественным вручением надувного дельфина Маленького Андрюшу. С двадцатилетием!!!

От курорта нас отделяло километра 2-3, которые мы пролетели на одном дыхании.
Быстро расставили палатки, собрали маленькие котомочки и на всех парусах понеслись в теплые ванны. Естественно, через местный бар-магазинчик. ХЛЕБ!!! ПИВО!!! КАБАЧКОВАЯ ИКРА!!! ЧИПСЫ!!! Сколько же там вкусностей!!!!!!!!!
К ночи мы были абсолютно невменяемые от счастья и усталости.

10.08. 15-й день похода
Днёвка на горячих источниках Хакусы.
Купание в горячих ваннах (температура воды +42  +46 градусов). Песчаный пляж, красивый сосновый лес. Возможна рыбалка с берега или с катамарана.

Нашей команды прибыло. Добавился вновь прибывший участник, 11-й – Виолетта (Вита). Палаток стало 3.
В этот день мы вызволили свои катамараны с вещами.

Устроили бааальшую стирку на источниках. Купались, загорали и ели.. ели…снова ели.
Во второй половине дня решили выгулять застоявшиеся в порту катамараны. Желающих набралось только на один экипаж: Костя, Олег, Миша, Таня и я.
Мы объехали соседние песчаные бухты. Было приятно никуда не спешить, перемещаться в пространстве без всякого физического усилия и просто проводить время на воде, под ярко солнечным небом.