Поиск по этому блогу

воскресенье, 12 сентября 2010 г.

Байкальская одиссея. Ч. 6. Вода
11.08. 16-й день похода
Продолжение водномоторной части путешествия
Бухта Хакусы – мыс Аман-Кит – мыс Турали – устье Ширильды – устье Томпуды – мыс Шегнанда
По дороге в устьях рек возможна рыбалка
Путь: 60 км
Программа этого утра:
- сложить, и несколько раз переложить заново багаж,
- успеть последний раз навестить магазин и горячие ванны на источнике,
- закупиться омулем, насколько удастся.
- отплыть в 11.
Получилось, как во все «первые дни» - мы всё время были при деле, но все равно ничего не успевали и всё получалось «не так»…
Честно говоря, я ожидала гнева командиров, но, видимо, мы уже превратились в настоящих курортников и никто не был расположен к волевым воздействиям на себя или окружающих.
Посланцы к рыбакам, после нескольких визитов и отслеживания возвращения лодок, вернулись в лагерь с удачным «уловом» - более 10 кг омуля!!!
Но вот, беспорядок разоренного лагеря превратился в множество укутанных в непромокаемые упаковки баулов, привязанных к катамаранам. Мы отчалили!!!
Начался новый этап нашего похода – ВОДНАЯ ЧАСТЬ!!!

На основную часть «водномоторной части путешествия» я переместилась на катамаран под флагам «Манараги». Там плыли Таня и Миша–капитан, Oddity и питерцы: Лёва, Стёпа и Андрюша.

Когда первое возбуждение улеглось, мы устроились и успокоились на своих местах, обнаружилось, что сидеть на катамаране час за часом, преимущественно молча и малоподвижно – не так уж и весело!
На первом обеденном перерыве-привале команда туристов-"пешеходников" превратилась в «экипаж траулера»: первые рыбку ловят, вторые чистят, третьи перерабатывают.

С этого дня, и до самого отъезда с Байкала, мы не только все время ели рыбу, сколько хотели, но иногда приходилась ее есть даже тогда, когда не очень хотелось….Не пропадать же такому богатству!?!?!: «Тааак! Все взяли по соленой рыбке!!!!! А лучше по 2 !!!»

После утренних крупномасштабных сборов и перекладываний, на первых стоянках обнаруживалась потеря множества вещей (у меня, в частности). К счастью, большинство потом нашлось…. просто в неожиданных местах. Но мой «аварийный свисток (аж в 2-х экземплярах) так и покинул меня навсегда в точке окончания «пешки» - на стоянке в Хакусах. Он выполнил свое предназначение, честно, как мог, и ушел, когда стал не нужен. Надеюсь, они также хорошо послужат человеку, снявшему их с сучка смолистой сосны на берегу Байкала.
12.08.  17-й день похода
Мыс Шегнанда – мыс Шираки – устье реки Кабанья – устье реки Большая – пос Давша – купание в Давшанских горячих источниках.
Путь: 85 км
Утро было ярко-солнечным, по-настоящему летним. Как будто природа решила нам помочь провести последние дни похода в стопроцентно курортных условиях.
Первый переход этого дня закончился на самом северном кордоне Баргузинского заповедника.

Это деревянный дом на берегу, в котором круглогодично живут 2 сотрудника: инспектор заповедника и «специалист по рыбе» - ихтиолог, по совместительству ботаник, метеоролог, радист и т. д. и т. п., в своей первой жизни, родом с нижегородчины.
В то утро на рейде кордона стояла туристическая яхта, которую убыл проверять инспектор… и там и застрял, поддавшись традиционному русскому увлечению, как с неодобрением объяснил его коллега. Мы его так и не увидели.
Оставшийся на посту встретил нас очень радушно. Мы цивильно пообедали за столом, приготовив пищу на очаге. Покидая гостеприимный кордон, получили ценные советы, где пока еще можно ловить рыбу, пока мы не ушли глубоко на территорию заповедника. Туда и перебазировались. И обед для не-рыбаков закончился продолжительным Тихим часом, пока желающие ловили рыбу.

Пока шел обед, для нас было получено указание следовать далее без промежуточных остановок в поселок Давша, где находится основная полевая база заповедника. До него нам предстояло плыть часа 3-4.
Как обычно, мы сидели смирно и молча, закутанные от ветра и брызг. Постепенно в сознание стало проникать ощущение, что брызг становится что-то многовато, от ветра вдруг стало холодновато…. и как-то неровно начал двигаться катамаран.
Вынырнув из задумчивости и полудрёмы наяву, оглядевшись вокруг, отметили очевидные изменения в погоде: небо на глазах затягивали пышные темно-серые тучи, ветер усилился и недвусмысленно начала увеличиваться высота волн.
Чем дальше, тем хуже. Даже удаление от берега нашего катамарана помогло ненадолго.
Это был мой первый шторм. Было очень неуютно на судне без бортов!!! Никто больше не спал и не читал. Все молча сидели и смотрели вперед. Я предпочла развернуться лицом к середине катамарана и к берегу, чтобы не видеть набегающих на нас валов. Когда под тобой просто подпрыгивает гондола менее страшно, чем когда видишь эти недружелюбные массы потемневшей воды, катящиеся на нас, ничем не защищенных, кроме веревок в которые вцепляешься все крепче, на плоской поверхности палубы катамарана.
Ширина наших катамаранов - более 4 метров. Вес людей и багажа - примерно 600-700 кг. Раму (каркас), в собранном виде, переносили с трудом 4 мужчин. Не удивлюсь, если общий вес судна был, примерно, 1 тонна. Благодаря большому расстоянию между гандолами, вероятность того, что обе гандолы окажутся на одном валу, очень невысока. Чтобы вертикально боком поставить такое широкое, да еще и тяжелое судно, чтоб перевернуть, нужны такие валы, появление которых "вне моря" сомнительно.
Капитан доходчиво объяснил, что наше судно очень устойчиво, но все равно, как-то неспокойно было. Особенно, учитывая, что большую часть времени, кат двигался бортом к волне (т. е. - параллельно), хотя идеальный вариант в такой ситуации - под острым углом к волне. Когда провал между волнами оказывался под винтом, мотор страшно взвывал в пустоте, заставляя нас вздрагивать. Его периодически приходилось "гасить".
Далеко, возле берега шел адмиральский кат. Их, наверное, мотало еще больше. После часа плавания по большой волне мы были мокрые насквозь. Даже дождевики не спасали. Вода заливалась даже через ворот.
И вот, мы увидели, что катамаран Кости пристал к берегу. Честно говоря, я вздохнула с облегчением. До Давши было ок. 2-х часов ходу. А если учесть, что нам пришлось на такой волне существенно сбросить обороты мотора, конца-края нашего плавания было б долго не видать.
К моменту нашей высадки на берег, погода разгулялась не на шутку. Ветер был очень сильный, пошел дождь. Мы были промокшие и замерзшие…. всё очень-очень не весело.
Тут мы и были вынуждены заночевать, не взирая на грозное указание не приставать к берегу до Давши. Плыть было бы крайне неразумно.
Лично для меня этот вечер примечателен еще и тем, что перед сном, уже в темноте глядя на луну над гудящим Байкалом, я вдруг неожиданно и спокойно сказала себе: «Хватит! Я хочу домой!». Это чувство не было жгучим или истеричным, оно не крутилось в последующие дни в мозгу, как навязчивая идея. Я просто знала, что со следующего дня я поворачиваю, и все происходящее - это моя дорога к дому. Дорога интересная, дарящая новые знания и ощущения.
= = =
Эх… трудно это передать словами, состояние, когда ты «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС», и стремишься вперед и вверх… И вдруг, количество эмоций и впечатлений переваливает за какую-то красную черту, допустимого предела. И вот уже начинаешь много думать о делах оставленного дома сына, о том, как будешь писать Дневник, как проживешь очередную Золотую Осень на Урале… И всё недавно совсем прочувствованное в «пешке», стремительно и ощутимо становится ПРОШЛЫМ.

13.08. 18-й день похода
Экскурсия в музей природы Баргузинского заповедника, расположенного в пос. Давша, купание в Давшанских горячих источниках.
После обеда продолжение путешествия: мыс Валукан – устье реки Таркулик – бухта Сосновка (кордон заповедника)
Путь: 30 км
Хмурое утро. Слава Богу, волны улеглись!!!! Байкал еще выглядит сердитым, но пик гнева явно прошел.
На этой стоянке мы познакомились с нано-мошкой. Это такое очень мелкое и кусачее существо, перемещающееся облаком, и ооочень докучливое. Мы быстренько собрались и спаслись от них бегством. Хотя, мошкара еще долго нас преследовала. Даже мокрый ветер ее не сразу победил!!
Через час после отплытия прибыли в Давшу.

На берегу нас встретила местная жительница, и строгим тоном, наводящим на мысль о многочисленных повторениях текста в прошлом, огласила перечень того, что нам нельзя делать на территории заповедника вообще, и на прибрежной полосе поселка Давша, в частности.
Дрова можно брать только лежащие на земле, граница лагеря не должна выходить за пределы песчаной полосы, туалет – там! (0,5 км), в лес по одиночке не входить, а лучше вообще не ходить….. Нам даже как-то не по себе стало. Гостям здесь не очень-то рады!!!
Хотя, они и не для этого живут...

Пик благополучия поселок пережил в середине-конце 80-х годов. Тогда население достигало 250 человек, состоящего преимущественно из молодых ученых. Средний возраст был менее 30 лет.
Поселение хорошо снабжалось, имело собственную взлетно-посадочную полосу и принадлежащие заповеднику маленькие самолеты (вроде бы, АНы). Ввиду того, что сухопутных дорог, ведущих в «цивилизацию» вдоль северной части восточного побережья Байкала нет, все, что невозможно произвести в натуральном хозяйстве жителей, доставлялось по воздуху или морем. Благодаря высокой степени самообеспечения поселка, товарный кризис начала девяностых почти не «ударил» по местному населению. А вот утрата интереса государства к подобным предприятиям и последующие финансовые штормы, привели к сокращению населения до 12 человек летом, и 4-х зимой. Самолетов больше нет, а аэродром зарос травой.
Ощущение поселок оставляет странное. Сказать, что он заброшен и разрушается, пожалуй было бы чересчур. В среднем, состояние построек неплохое. На каждом домике и сарайчике, на стене написано: «Инв. №____». Это забавно. Множество домов и каких-то производственных построек, мастерских, антенны устаревшие и вполне современные, крепкие навесы колодцев и детская площадка…. вот только людей не видать, почти. Мы видели издалека на пирсе троих мужчин, встречавшую нас пожилую даму и энергичную сотрудницу заповедника, проводившую экскурсию в маленьком «Музее природы». Именно от нее мы и узнали об истории поселка.

Едва поставив лагерь, руководитель группы отправился в местную администрацию, для «дачи показаний» по поводу вчерашнего инцидента (неразрешенная стоянка) и согласования дальнейших планов.
На вторую половину дня была назначена экскурсия в музей. Завтра утром – отплытие до южного кордона заповедника. Таким образом – этот день стал днёвкой.

Кроме экскурсий по посёлку и в музей, мы навестили местную водолечебницу!!!
Когда-то, это был небольшой беленький домик, разделенный на 2 части – мужское и женское отделение. Каждое отделение поделено на 2 части – раздевалка и ванны.

Сейчас, одно отделение прочно закрыто. Второе – потрясающе обшарпано!!!! На более чем половине поверхности стен обрушилась штукатурка. Пол выложен древней коричневой плиткой. Ступеньки, ведущие к ваннам – выщербленны. К счастью, белая эмаль в двух вделанных в полы обычных ваннах, цела. Видимо, их периодически моют-чистят посетители и жители. Поэтому, они не вызывают отвращение, как весь остальной интерьер, оставаясь единственными светлыми пятнами, в буквальном и переносном смысле.
«Источник» по-прежнему функционирует, потому что был построен по простой и надежной технологии: принцип сообщающихся сосудов. Ванны находятся ниже уровня выхода воды. Поэтому, пока водоносные слои не истощаться полностью и система труб не разрушится, подача воды в ванны не прекратиться. Достаточно просто опустить шланг, закрепленный на вбитом в стену крюке, чуть выше ванны.
Вода по температуре не выше 40 градусов. Тепло, но не жарко. Резкого запаха или явной неестественной окраски не имеет. На вкус мы ее не пробовали.
В течение всего дня, до самой ночи, по 2-3 человека наша группа и экипаж москвичей, следующего параллельно с нами парусного катамарана (на 3-х гондолах – тримаран :)), не давали ваннам простаивать без дела.

14.08. 19-й день похода
Радиальный выход по долине реки Шумилиха к живописным горным озёрам и водопадов в её верховьях.
Вдоль реки проложена экологическая тропа.
Путь: 24 км. Высота: +1250 м.

Утром мы покинули окрестности Давши, и добрались до Южного кордона заповедника. Оттуда нас отправили на оборудованную туристическую стоянку у начала экологической тропы вдоль реки Шумилиха.
Ввиду того, что была уже середина дня, а запланированная радиалка требует, как минимум полного светового дня, она была перенесена на следующий день. Мы пока никуда не опаздывали.
Остаток дня, просто отдыхали и развлекались.